• Обычные типовые школы в новостройках 1970-х годов иногда оказываются гораздо старше, чем это можно было бы предположить. К числу таких школ с богатой историей относится и гимназия № 114, расположенная на улице Есенина, д. 34, к. 2. Эта гимназия — одна из старейших школ Выборгского района, в этом году ей исполнилось 120 лет.

    Школа в Озерках

    Годом ее рождения считается 1896-й, когда открылась школа для мальчиков на Моховой улице. Так получилось, что вскоре ее решили закрыть, но родители учеников этого не допустили. В 1898 году Попечительский совет по предложению родителей арендовал для школы помещения в Озерках. Уже тогда это учебное заведение приобрело известность в городе благодаря своей открытости, высокому профессионализму учителей и прекрасной постановке учебно-воспитательной работы.

    В 1886-1910-х годах это была юнкерская школа для мальчиков из обычных семей. В 1910 году учебное заведение было реорганизовано в общественную мужскую гимназию, в ней было 96 учеников. В 1912-м было открыто здание на Большой Озерной улице, д. 50, построенное на средства родителей, что позволило увеличить число учащихся до 324 человек.

    В годы Первой мировой войны гимназисты выступали в госпиталях с концертами  и спектаклями, помогали взрослым ухаживать за ранеными. В годы революции, несмотря на голод и другие трудности, школа все равно продолжала работать. В 1918 году учебное заведение вновь было реорганизовано — на этот раз оно стало называться «Единая трудовая школа I и II ступени». Позже она стала фабрично-заводской, а в середине 1930-х годов стала полной средней.

    Память о войне и блокаде

    Свой нынешний номер, 114, школа в Озерках получила в январе 1941 года. В годы Великой Отечественной войны и блокады она была в числе 39 школ Ленинграда, продолжавших свою работу. В этот период в здании на Большой Озерной были организован госпиталь и детский дом для детей, чьи родители погибли. Вновь, как и в Первую мировую, учителя вместе с учащимися помогали ухаживать за ранеными, выступали с концертами в госпиталях. Школьники также работали на полях совхоза Бугры. 

    Многие выпускники воевали на фронтах Великой Отечественной, стали героями войны. И сегодня в школе чтят память И. П. Кобыша, директора школы, награжденного орденами и медалями; ученика школы Героя Советского Союза Владимира Мяскова и многих других фронтовиков, чьи имена дети смогли выяснить в ходе поисковой работы. В память о них 9 мая 1973 года в школе была установлена мемориальная доска, которая гласит: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ УЧЕНИКАМ ШКОЛЫ, ПОГИБШИМ В БОЯХ ЗА РОДИНУ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1941-1945 гг. ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬ ДОСТОИН!» Всего на доске увековечено 19 имен. Эта доска и портреты погибших учеников впоследствии составили основу зала боевой славы, который был организован уже в новом здании на улице Есенина, куда школа № 114 переехала в 1978 году.

    К 100-летию учебного заведения, которое отмечалось в 1996 году, на базе зала боевой славы решено было создать музей истории гимназии. Основой для экспозиции стали материалы из архива школы и Российской публичной библиотеки, а также экспонаты, переданные в дар выпускниками, педагогами и членами их семей. Сейчас коллекция насчитывает уже более 300 предметов. Это подлинные документы, предметы, письма, фотографии, большинство из которых было перевезено из старого здания на Большой Озерной.

    Музей сохраняет память о прошлом, воспитывает уважение к людям и традициям. Частая гостья в нем — Татьяна Валерьевна Рудыковская (выпускница 1948 года), которая в годы войны была ученицей школы, сочиняла стихи и вела дневник. Ей посвящен стенд в разделе «Блокада Ленинграда».

    Хранится в музее и тот самый символический ключ от здания на ул. Есенина, который был вручен коллективу в 1978 году.

    Из восьмилетки — в гимназию

    Открывшаяся на улице Есенина школа была восьмилеткой, и при этом она была переполнена, ведь рядом строился новый микрорайон. Она была рассчитана на 1000 учащихся, а в ней было 2600 учеников, приходилось работать в три смены. В таком режиме она проработала после переезда еще пять лет. И поначалу никто даже и подумать не мог о грядущих изменениях.

    А они появились с приходом в 1983 году нового директора – Олега Григорьевича Багрия. Он руководил школой до 2007 года, потом еще долгое время продолжал свою деятельность в качестве учителя русского языка и литературы, сейчас работает методистом. Вот что он рассказывает о том времени:

    — Толчком к переменам стала именно катастрофическая переполненность школы. И в 1984 году мы пошли в обком партии с просьбой сделать к нашему зданию пристройку, чтобы разместить дополнительные кабинеты. В пристройке нам отказали, так как выяснилось, что рядом планируется строительство еще одной школы, правда, в 1992 году. Но так долго ждать мы не могли, и по нашему настоянию строительство здания по соседству было ускорено. Когда была построена школа № 559, часть наших детей и учителей перешла туда. Это позволило наконец разгрузить наше учебное заведение и организовать нормальный учебный процесс

    Дальше мы поставили задачу превратить восьмилетнее образование в среднее. И этот рубеж был взят. Потом начали активно участвовать в экспериментальной работе. В это время Министерство образования предложило провести эксперимент по обучению иностранному языку детей с 4 лет на базе детского сада. Вместе с нами в нем согласились участвовать еще 17 школ. Через год только наша школа продолжила эксперимент.

    Мы в это время сотрудничали с детским садом № 74. И пришли к выводу, что одного иностранного языка для развития четырехлеток недостаточно, поэтому ввели еще ряд предметов: чтение, грамматику, музыку, театр для малышей, математику. Так возникла программа непрерывного обучения «детский сад — школа», она была очень успешной. И до сих пор в 74-м детском саду многие наработки тех лет используются в работе с малышами.

    А когда мы наполнились этой энергией творчества, ощутили вкус успеха, мы решили восстановить статус гимназии. Этот путь был пройден к 1997 году, когда мы стали школой-гимназией.

    В 1999 году уже получили статус гимназии (сейчас мы называемся ГБОУ гимназия № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга). И наша школа была единственной в городе, выросшей в гимназию из восьмилетки.

    День сегодняшний

    С 2013 года гимназию № 114 возглавляет директор Ольга Сергеевна Захарченко. С ней мы беседуем о сегодняшнем дне учебного заведения.

    — Ольга Сергеевна, расскажите о себе.

    — Я сама из педагогической династии. Моя бабушка была учителем истории и географии, во время войны возглавляла в Сибири небольшую сельскую школу, потом в Ленинграде была учителем, инспектором РОНО. Моя мама — учитель начальных классов. И для себя я другой судьбы даже не представляла, поэтому поступила в Педагогический институт им. А. И. Герцена.

    В школу № 114 в 1996 году я попала на 5-м курсе на стажерскую практику, работала в начальной школе. И после окончания института пришла сюда уже на постоянную работу, одновременно получала второе высшее образование — теперь уже по специальности «учитель иностранного языка». Оба диплома у меня с отличием.

    Я люблю свою профессию, мне нравится учить детей, я искренне радуюсь их успехам. Самая большая награда для меня — когда в 2015 году моя выпускница Оля Денисова стала призером  Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, а я получила премию правительства Санкт-Петербурга как педагог-наставник.

    — Гимназия № 114 сегодня. Какая она?

    — Сейчас в гимназии 770 учеников. Наша отличительная черта — профильные классы. Это в первую очередь гуманитарный профиль — дополнительная подготовка по литературе, по иностранным языкам. Наши дети изучают два иностранных языка — английский основной, он идет со 2-го класса, а немецкий или французский, по выбору, — с 5-го класса. Но мы очень ценим и технические науки, этим предметам уделяется тоже очень большое внимание, что позволяет нам в 10-11-х классах развивать уже два профиля — математический с углубленной математикой и физикой и гуманитарный.

    Более 20 лет мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским электротехническим университетом ЛЭТИ. До введения ЕГЭ наши выпускники еще в 10-11-м классах писали рейтинговые работы и по их результатам могли быть зачислены сразу в ЛЭТИ. Сейчас сотрудничество продолжается, но дети теперь сдают обязательные ЕГЭ, при  этом получают и дополнительные баллы за счет рейтинговых работ. Университет  организует школьникам предпрофильную допрофессиональную практику на разных факультетах — и для гуманитариев, и для математиков. Также наша гимназия отличается тем, что более 90 % наших выпускников поступают на бюджет и успешно учатся в разных вузах города.

    Кроме того, за многие годы наш педагогический коллектив стал настоящей кузницей кадров. Мы гордимся, что вырастили 12 директоров школ Санкт-Петербурга, что Н. И. Роговцева, пришедшая в школу молодым математиком, стала начальником отдела по развитию муниципальной системы образования при комитете образования нашего города; Н. Е. Никишина, начинавшая практику в школе, выросла до заместителя главы администрации Выборгского района.

    — В гимназии есть учительские династии?

    — Есть. Например, Козловы — Любовь Игоревна и Мария Владимировна. Любовь Игоревна работает в школе с 1981 года учителем музыки, ее дочь училась у нас, после окончания вуза уже больше 10 лет работает в гимназии преподавателем французского и английского языков. Вторая династия — Людмила Ивановна Мельникова и Анна Сергеевна Семенова. Анна Сергеевна тоже выпускница гимназии, сейчас она кандидат исторических наук, преподает в школе историю.

    А Людмила Ивановна — наш бессменный библиотекарь, благодаря которому у  нас достаточно богатые библиотечные фонды. И у Козловых, и у Мельниковых есть третье поколение — это дети, которые учатся в нашей школе. У Ани в этом году дочка идет в первый класс, у Любови Игоревны внук перешел в 5-й.

    Еще одна династия — Галина Борисовна Шалашова и Людмила Гаррисовна Шор. Галина Борисовна  работает учителем ИЗО, Людмила Гаррисовна — историк, кандидат исторических наук. И тоже младший представитель династии идет в первый класс.

    Кроме того, в гимназии работает много бывших выпускников, которые после института возвращаются сюда в качестве учителей: это учитель начальных классов Светлана Вадимовна Ракитина, заместитель директора по воспитательной работе Анастасия Евгеньевна Фомина, учитель истории Галина Аркадьевна Панова, наш документовед Лилия Вячеславовна Курмангазиева.

    Очень много учится в гимназии и детей тех родителей, которые сами когда-то были нашими учениками.

    — Какими достижениями последних лет вы особенно гордитесь?

    — Нас очень порадовали достижения наших педагогов. Наш учитель начальной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Владимировна Снеткова получила звание «Почетный работник общего образования». Знаком «За гуманизацию школы» была награждена учитель химии Татьяна Николаевна Соболева, которая верна нашей школе уже 41 год. Это ее единственное место работы — она пришла еще в школу на Большой Озерной и продолжает работать до сих пор.

    Наши дети — постоянные участники олимпиад и по музыке, и по искусству. В этом году у нас 3 призера городской олимпиады по музыке. Участвуем также в олимпиадах по физике и химии. В этом году мы очень активно участвовали в межшкольной научно-практической конференции молодых исследователей «Академия успеха». Наши дети представляли там результаты своей проектной деятельности. Работы  ученицы 7-го класса Ани Чекуновой (руководитель С. Б. Рысова) и нашей выпускницы Марины Кушниренко (руководитель В. Р. Дойникова) заняли первые места в своих возрастных категориях.

    А в прошлом учебном году мы участвовали в конференции, которую ЛЭТИ организует для своих студентов и выпускников школ. И две наши девочки — Инна Беседовская и  Даша Окишева — писали работу, посвященную особенностям перевода технических терминов, употреблении их в современном английском и русском  языках. Эта работа получила первую премию.

    Кроме того, у нас на протяжении нескольких лет была творческая группа под руководством Оксаны Николаевны Тимофеевой и Ирины Николаевны Коркиной, которая изучала творчество Роберта Бернса — историю и особенности перевода его произведений. 

    Надо сказать, что дети наши очень разностронние: они не только исследованиями занимаются, но и в КВН успевают играть, и в других интересных мероприятиях участвовать.

    — Тогда давайте поговорим о досуге школьников и о дополнительном образовании.

    — С 2012  года функционирует отделение дополнительного образования. В первую очередь оно имеет спортивную направленность. Огромной популярностью у нас пользуется спортивное ориентирование. У нас хорошая тренировочная база, поэтому на территории школы часто проходят и районные, и городские соревнования по этому виду спорта. Еще есть секции баскетбола и волейбола, а с сентября , поскольку мы участвуем в программе «Самбо — в школы», появится еще самбо.

    Также в отделении дополнительного образования работает театральная студия, которая очень детям нравится. Если еще говорить о досуге, то это прерогатива воспитательной части гимназии, а у меня сейчас новый молодой заместитель Юлия Сергеевна Слинкина. Она продолжает традиции, заложенные ее предшественницей Анастасией Евгеньевной Фоминой, и добавляет много своего: это клуб «Что? Где? Когда», игры которого проходят в конце каждой четверти, это организация и проведение праздников, это и недавнее блестящее выступление театральной студии, посвященное Дню снятия блокады, которое было построено на воспоминаниях наших учителей и бывших учеников, переживших те страшные дни. 

    Сейчас начинает активно действовать ученическое самоуправление – Совет гимназии. У нас выпускается газета, пока, правда, не печатная, а стендовая. Но каждые две недели идет обновление информации, поэтому учащиеся всегда в курсе того, что происходит в школе.

    Развиваем и шефское направление: за каждым старшим классом закреплен класс начальной школы, старшеклассники проводят у младших школьников классные часы. В этом году очень интересным получился классный час, посвященный вопросам безопасности в  интернете: старшие ребята учили малышей,  как фильтровать информацию, как избегать ненужных сайтов.

    В этом году ребята очень много  предлагали каких-то своих проектов. Например, ученики 8А класса очень помогли в реставрации школьного музея — своими силами сделали ремонт и сейчас готовят экспозицию  к открытию, которое мы планируем на начало нового учебного года.

    — А много у вас в гимназии золотых и серебряных медалистов?

    — В этом году, надеемся, что будет семь медалистов. В прошлом году было пять. Но из них одна девочка — Ольга Денисова — получила сразу две награды: медаль «За особые успехи в обучении» и знак «За особые успехи в обучении», который дается победителям всероссийской олимпиады.

    Самое большое количество  медалистов у нас было в 2014 году — 10 человек. А всего за последние 20 лет гимназия выпустила 19 золотых и 49 серебряных медалистов.

    Мне кажется, что школа – это то место, где дети максимально должны проявлять свои способности и в учебе, и в творчестве, а наша задача — создать такие условия, чтобы наши ученики могли раскрыть все свои таланты и уходили во взрослую жизнь уверенными в себе. Эта уверенность даст им возможность правильно выбрать профессию, найти себя и свой путь в жизни, стать успешными людьми.

    — Ваши планы на будущее.

    — Сейчас, конечно, главное, чтобы наши выпускники успешно сдали экзамены. А еще нам хочется, чтобы школа расцветала, становилась все более популярной в городе и районе. Очень важно, чтобы и интерьер в школе стал более современным — у нас сейчас как раз идет ремонт, который мы планируем закончить к началу учебного года. Будем стараться, чтобы наши классы оснащались современным оборудованием. В наши дни это достаточно важные элементы успешности учебного заведения, на которые обращают внимание и дети, и родители. И ждемначалановогоучебногогода и новыхучеников.

    Директора школы с 1896 г. по настоящее время

    1896-1910  Лысенков Григорий Григорьевич

    1910-1915  Сидоров Петр Аполлонович

    1915-1917  Херсонская Екатерина Павловна

    1917-1919  Пискевич Петр Павлович

    1919-1925  Митюшин Николай Дмитриевич

    1925-1933  Милохин Алексей Александрович

    1933-1939  Гершенбаум Раиса Яковлевна

    1939-1942  Кобыш Иван Павлович

    1942-1955  Леонтьева Мария Алексеевна

    1955-1972  Беляков Николай Иванович

    1972-1973  Масленникова Маргарита Николаевна

    1973-1974  Фридман Елена Иосифовна

    1974-1977  Ленивов Владимир Ильич

    1977-1982  Кошелева Наталья Ивановна

    1982-1983  Шкодина Анна Никифоровна

    1983-2007  Багрий Олег Григорьевич

    2007-2009  Никишина Наталия Евгеньевна

    2010-2012  Тимонов Станислав Александрович

    2013-2013  Смирнова Валентина Владимировна

    2013 — по настоящее время Захарченко Ольга Сергеевна

    Среди известных выпускников школы Вадим Бочкарев — директор детской обувной фабрики «Скороход», Роман Нечаев — артист театра «На Фонтанке», Олег Велединский — артист театра и кино, преподаватель Театральной академии (на Моховой), Виктория Лизовская — доктор экономических наук, награжденная медалью Российской академии наук в области информатики, вычислительной техники и автоматизации.

    Наталия Евгеньевна Никишина — заместитель главы администрации Выборгского района:

    «114-я школа была для меня вторым домом»

    Я проработала в 114-й гимназии почти тридцать лет. Конечно, первое место работы всегда запоминается, и у меня остались о нем самые приятные впечатления. Именно в этой школе я состоялась как  педагог, выросла из неопытной студентки педагогического училища. Я благодарна всему  педагогическому коллективу, с которым работала, и самое главное, признательна моему первому руководителю — Олегу Григорьевичу Багрию. Олег Григорьевич заложил и развил во мне те качества, которые и по сей день помогают мне в работе руководителя. Он позволил мне не только освоиться в профессии, но и развиваться в ней дальше, расти над собой.

    Когда я пришла в эту школу, мне было всего восемнадцать лет, и на практике работа учителем оказалась совсем не простой. Но коллектив принял меня очень душевно, тепло, во всем помогал и направлял.

    Со временем коллектив школы менялся, пришло много молодежи. И хотелось бы отметить, что сегодня учреждение в надежных руках опытного педагога Ольги Сергеевны Захарченко.

    Для каждого учителя самое главное — это его ученики. В них — результат его работы. От того, как много ты вложил в каждого ребенка, зависит то, каких успехов он достигнет.

    В связи с юбилеем школы хочется пожелать, чтобы она продолжала развиваться, достигала новых высот и заслуженно носила статус гимназии. Чтобы родители с удовольствием приводили своих детей именно в эту школу города. Чтобы учащиеся с уважением относились к педагогам, предметам, становились успешными людьми и не забывали родную гимназию. Надеюсь, что педагогический коллектив  и дальше будет сохранять добрые традиции, которые были заложены много лет назад. 


26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6