• 3 июля 1936 года Постановлением Советского правительства было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Государственного Управления Рабоче - Крестьянской Милиции Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР» и этот день стал днем рождения службы ГАИ-ГИБДД.

    Милиции первых лет советской власти вменялось в обязанность следить за порядком  движения. Одновременно при органах местной власти создавались отделы регулирования городского движения – ОРГД, затем отделы регулирования уличного движения - ОРУД (в Ленинграде с 1932года, числом более 500 человек), вошедшие впоследствии в состав рабоче-крестьянской милиции НКВД.

    Расстановку дорожных знаков на местах контролировала милиция, и к 1933 году  их было 26. Совершенствовалась светофорная сигнализация - первые светофоры и централизованные посты проектировались и устанавливались трестом Лентрамвай. В 1931 году в городе на Неве был построен только 1 светофорный пост, а к 1935 году -44.

    Параллельно рождались  автодорожные инспекции при транспортных управлениях исполкомов городов и областей, подчиняясь на высшем уровне ГУШосДору, которыйв начале 30-х годов переименовали в ЦУДорТранс.

    В марте 1936 года Госавтоинспекцию включили в состав милиции, а 22 апреля того же года Президиум Ленсовета принял  постановление, на основании которого начальник УРК милиции г. Ленинграда и области издал приказ за №143/54 «О приемке от Транспортного Управления Ленсовета Госавтоинспекции по г. Ленинграду и области… со всеми штатами,  помещением, имуществом и сметными ассигнованиями».

    Первым начальником питерской ГАИ стал руководитель ОРУДа Федор Федорович Шилкин. Отдел РУД имел уже достаточный опыт и вполне сложившуюся структуру, он состоял из 9 подразделений: отдельного дивизиона регулировщиков, административно-следственного отделения, бюро дознания, отделения движения, бюро пропаганды, техинспекции, инспекции безрельсового транспорта, аварийной инспекции и инспекции рельсового транспорта. ОРУД занимался организацией движения, надзором за соблюдением дорожных правил и их пропагандой среди населения.

    Положение о ГАИ включало в себя те же функции, которые она выполняла до этого в составе органов гражданской власти: присвоение квалификации водителю, технический надзор за транспортом,регистрационно - учетные действия. В период своего становления ГАИ подчинялась ОРУДу, затем, до 1961 года  обе службы действовали равноправно, пока отдел РУД не вошел в состав ГАИ в виде дивизионов дорожного надзора, превратившихся в дорожно-патрульную службу - ДПС.

    В 1939 году для регулирования уличного движения в Ленинграде был введен полосатый, черно-белый деревянный жезл.

    Особую страницу вписали в свою летопись регулировщики отряда РУД и работники госавтоинспекции в годы Великой Отечественной войны. Легендарные личности возглавили тогда: ГАИ - Юрий Абрамович Гольденберг, а ОРУД - Александр Иванович Кудряшов. Все тяготы блокады разделили с ленинградцами в городе ОРУДовцы - в основном девчата, инспекторы ГАИ самоотверженно оказывали техпомощь на ладожской «Дороге жизни» и бились с захватчиками на «Невском пятачке».

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1942 года более 340 тружеников ледовой трассы были награждены орденами и медалями. При защите Ленинграда только за первые военные месяцы погибло более сотни сотрудников ОРУД и ГАИ, а за всю войну их подразделения потеряли более половины своего состава! За проявленные мужество и стойкость были награждены многие сотрудники ОРУД-ГАИ,  и самой дорогой для них стала медаль «За оборону Ленинграда».

    После Победы редкие свободные от службы часы  милиционеры-регулировщики и инспектора милицейской службы дорнадзора отдавали восстановлению любимого города. И тогда рядом с боевыми наградами на кителях многих появились ордена за трудовую доблесть.

    В 1970-е годы повышается уровень технической оснащенности подразделений ГАИ: берутся на вооружение электрифицированный жезл, радиолокационный измеритель скорости, устройство принудительной остановки «Ёж», также применяются вертолет, стереосъемка мест ДТП, экзаменационная аппаратура типа «Вятка» и т.д. В 1975 году в Ленинграде построена первая в СССР диагностическая станция для проведения гостехосмотра. В целях повышения профессионального уровня сотрудников появляются школы первоначальной и средней подготовки личного состава, а в Ленинграде на пр. Энгельса существовал даже целый «милицейский городок», где кроме учебного корпуса размещались и общежития. Дорожные институты стали выпускать инженеров по организации движения. Обновляется автопарк службы, сине-красная окраска техники сменяется на лимонно-темно-голубую.

    В последующее десятилетие центр своей работы по предупреждению аварийности ГАИ перенесла в автотранспортные предприятия, много было сделано для внедрения современных методов и средств организации дорожного движения («зеленая волна», термопластик, в  1991году появится АСУДД - автоматизированная система управления дорожным движением). В деятельности ГАИ расширяется практика использования электронно-вычислительной техники.

    Госавтоинспекция старалась достойно пройти этапы непростого пути нашей страны.

    В 1998 году переименование ГАИ в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения прошло под знаком большого реформирования.

    Сотрудники Госавтоинспекции Санкт-Петербурга обеспечивали соблюдение конституционного порядка и сохранение целостности Российской Федерации в «горячих точках». В Управлении ГИБДД создана портретная галерея сотрудников, с честью служивших Отчеству и погибших при исполнении служебного долга.

    ГАИ Ленинграда была «кузницей кадров», ученик которой, Н. В. Соколов, 16 лет руководил Госавтоинспекцией всего Советского Союза, а в наши дни В.Н. Кирьянов и В.И. Нилов достойно представляют С.-Петербург на высшем государственном уровне.

    Госавтоинспекция сегодня – в составе полиции, выполняет сложные и разнообразные функции, обеспечивающие безопасность всех участников движения на дорогах, бесперебойность и достаточную скорость перевозок грузов и пассажиров, участвует в пресечении преступлений, совершаемых с использованием автотранспорта. Одним словом, делает огромную, порой незаметную, но очень важную работу.


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2