• В Год российского кино вспоминаются самые яркие ленты. Тем более что есть легендарные фильмы, сюжеты которых связаны с историей Выборгской стороны.

    Жили-поживали в нашем городе два товарища — Гриша Козинцев (1905-1973) и Леня Трауберг (1902-1990). Они приехали сюда крушить устои старого искусства и закладывать основы нового. В 1921 году ими была организована Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС) — театральная школа, сочетавшая обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшая ряд замечательных актеров и режиссеров кино.

    В апреле 1933 года Козинцев и Трауберг предложили на рассмотрение в РОССАРРК (Российская ассоциация работников революционной кинематографии) сценарий фильма «Большевик». Сценарий не пропустили. Главную роль большевика должен был играть Эраст Гарин, но он был очень занят в театре.

    А режиссеры упорно продолжали репетировать сцены неразрешенного к постановке фильма. За отсутствующего Гарина текст проговаривал молодой актер Театра юных зрителей Борис Чирков.

    Когда появилась реальная возможность съемок фильма, который назвали «Юность Максима», Чирков органически вошел в картину. По словам самих авторов фильма, их цель состояла в том, чтобы создать «не огромное полотно, не памятник, не историю партии, не хронику — мы хотели дать движение эпохи в будто бы «частной» жизни человека без звонкого имени».

    Действие фильма начинается в 1910 году. Главный герой — петербургский рабочий паренек Максим, простоватый и хитроумный, веселый. С рабочими актер до того времени не встречался, заводы видел только издали. Нужно было набраться впечатлений о заводе и о рабочих, узнать людей, из чьей среды вышел его герой.

    В этом помогли старые петербургские рабочие. По вечерам в Доме кино собиралась съемочная группа и часами слушала рассказы этих людей о забастовках на заводе Лесснера, о баррикадах на Сампсониевском проспекте, о подпольных собраниях и маевках в Озерках.

    Часто актеры брали пропуска либо на «Красный путиловец», либо на Обуховский завод, либо на «Красный выборжец» и отправлялись ходить по цехам. Вместе с рабочими Чирков проводил все свободное время. «Мы пошли в дома культуры, в сады и парки Выборгской стороны и Нарвской заставы и здесь старались подсмотреть увлечения и вкусы рабочей молодежи», — писал актер.

    Молодой Максим до поры предпочитает жить беззаботно: гуляет с приятелями, с удовольствием распевает песни и с радостью ухаживает за девушками.

    О политике он задумывается только тогда, когда один из друзей погибает по вине заводского мастера, а другой за удар городовому отправляется на каторгу. Тогда юношу  начинают волновать вопросы социальной справедливости. Профессиональным же революционером Максим становится, когда начинает помогать подруге-подпольщице Наташе, в которую сильно влюблен.

    Фильм о превращении рабочего в революционера был закончен осенью 1934 года. Однако во время приемки в Госкино почти все руководители, в том числе и старые большевики, дружно восстали против фильма: фальшь, балаган, герой — совсем не рабочий-большевик. Максима противопоставляли Чапаеву как недостижимому идеалу.

    Судьбу картины, а в чем-то и ее создателей решил просмотр первой серии на квартире у Сталина, состоявшийся в середине декабря 1934 года, и, по воспоминаниям Л. З. Трауберга, слова Хозяина, произнесенные со стаканом чая в руках, имели силу приговора: «Максим хорош! Хорош Максим!» 

    Кинокартину прекрасно приняли зрители — они приняли героя как реально существующего человека. Вся страна начала распевать песенку из фильма «Крутится, вертится шар голубой…».

    Чирков хорошо исполнял русские песни и просил вставить какую-нибудь песню для раскрытия отношения к жизни его героя. В библиотеке Академии наук был пересмотрен целый шкаф с книгами песенников, на студию приводили гармонистов, разыскивали эстрадников.

    И вот однажды, когда уже и вера в саму необходимость песни проходила, на репетиции один из актеров толкнул Чиркова в бок: «Запевай!» От неожиданности Борис Петрович заголосил слова слышанной им не раз старой песенки. Режиссеры воскликнули: «Эту, эту давайте! Что ж вы скрывали ее? Именно эту и пел Максим! Как там у вас?.. Крутится, вертится… Что вертится-то? Шар или шарф?..»

    Возможно, песню эту сочинил неизвестный уличный певец. И фигурировал в ней не «шар», а «шарф голубой», что более соответствует логике сюжета и вкусам тех времен, когда в моде был романс Н. Титова на слова М. Маркова «Шарф голубой».

    После выхода фильма в прокат в студию стали приходить сотни писем с просьбой сообщить о дальнейшей судьбе Максима. Козинцеву и Траубергу пришлось снимать продолжение картины. 

    Максим вернулся к зрителям в 1937 году в следующем фильме. Его действие относится уже к 1914 году, когда партия большевиков, не получившая влияния в Думе, решает укреплять свои позиции на бастующих заводах, для чего в стачком посылают молодого большевика Максима, вернувшегося из ссылки.

    В этом фильме появляется новый персонаж — конторщик Дымба, «король Санкт-петербургского бильярда». По словам Г. Козинцева, «интересно было попробовать сделать героя Сампсониевского проспекта… У этого героя... неслыханная элегантность и шик сочетаются с темной силой изуверства». Конторщика сыграл Михаил Жаров. Дымба по сценарию погибал во второй серии, но режиссеры продлили ему жизнь в следующей части трилогии.

    В ноябре 1938 года были сняты последние кадры трилогии о Максиме — картины «Выборгская сторона». В ней показан Петербург в 1918 году. Максим по приказу партии становится комиссаром и принимает на себя управление Государственным банком. «Вот Петроград: Охта, Нарвская застава, Выборгская сторона. Здесь кружочки, но для меня это дома, заводы, живые люди», — объясняет Максим ситуацию в городе бывшим специалистам из Государственного банка.

    Актриса Наталья Ужвий скупыми красками создала необыкновенно сложный и живой образ солдатки Евдокии Козловой, живущей с детьми в подвале в одном из домов на Выборгской стороне. Актриса была так наполнена скорбью и отчаянием, в ее красивых голубых глазах было столько тоски и покорности, что стоящие в очереди женщины, приглашенные на массовку или просто наблюдавшие съемку, не верили, что актриса играет: «Нет, так играть нельзя. Вы посмотрите на ее лицо, скорбные губы, руки, которые прижимают дите, — нет, у нее горе, и большое горе...»

    Яркий образ вновь создал М. Жаров в третьей серии. Его герой Дымба появляется в «Выборгской стороне» в пролетке, под визг оркестра, играющего песню «Цыпленок жареный». Он становится, по выражению Г. М. Козинцева, «холуем у буржуев».

    Невозможно не вспомнить и актрису Валентину Кибардину, которая создала в трилогии теплый и лиричный образ Наташи, подруги Максима. В первой и второй части она по роду своей конспиративно-подпольной деятельности искусно превращалась то в строгую учительницу, то в светскую даму, была работницей, обывательницей. В последней части Наташа становится редактором газеты «Правда» и руководителем Выборгского райсовета.

    Музыку к фильму, созвучную эпохе, написал тогда еще совсем молодой композитор Дмитрий Шостакович. А в 1977 году в Выборгском районе появилась улица Шостаковича, затем был установлен памятник этому выдающемуся композитору.

    Трилогия о Максиме вошла в золотой фонд российского кинематографа. Актера Бориса Петровича Чиркова часто останавливали на улицах и спрашивали у «Максима» житейского совета. Чиркову шли письма с адресом: «Ленфильм». Максиму» — и доходили.

    Галина Зелянина, библиограф ЦДБ Выборгскогорайона

    В конце XIX — начале XX века Выборгская сторона была одним из центров рабочего движения в Петербурге. Здесь вели революционную пропаганду в рабочих кружках первые петербургские марксисты. Осенью 1895 года на квартире С. И. Радченко (ул. Комсомола (бывшая Симбирская), д. 12/4) под руководством В. И. Ленина был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Рабочие Выборгской стороны участвовали в революции 1905—1907, политических стачках 1912—1914 и 1915—1916 годов. Летом 1917 года в здании «Сампсониевского братства» (ныне Дом молодежи «Форпост», Б. Сампсониевский пр., д. 37) проходили первые заседания 6-го съезда РСДРП(б). Поэтому в Год кино мы вспоминаем известную трилогию, сюжет которой связан с революционным прошлым нашего района, — фильмы «Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1936) и «Выборгская сторона» (1938).


30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2