• Многие страницы истории нашего района  связаны с войной и блокадой. Сегодня мы хотим еще раз вспомнить о Михаиле Семеновиче Харченко и музее, который расположен в школе, названной его именем.
    О том, кто такой Михаил Харченко, в школе № 104 знают все. Еще бы, ведь именно этой школе мы обязаны сохранением памяти о его подвиге. Сама школа носит имя Героя Советского Союза М.С.  Харченко и находится на улице Харченко. Кстати, и само это название улица получила по инициативе школьников.

    А началось все с большой поисковой работы, которую вели в шестидесятые годы, учащиеся школы № 104 под руководством педагога Надежды Владимировны Случко. Тогда ребята побывали в деревне Нивки Дедовического района Псковской области, прошли по пути обоза, который провели в осажденный Ленинград партизаны 2-й Ленинградской партизанской бригады, где воевал Герой Советского Союза М.С. Харченко. Материал, собранный учащимися и педагогами в ходе экспедиций, и лег в основу школьного музея боевой славы.

    В 1962 году администрация школы вместе с учащимися вышла с инициативой в исполком Ленинградского городского совета о переименовании Антоновского переулка, на котором расположена школа, в улицу Харченко и присвоении пионерской дружине школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. Инициатива была одобрена, дружина получила имя героя, а в январе 1969 года Антоновский переулок в Выборгском районе был переименован в улицу Харченко. В 1970 году на заработанные ребятами деньги был изготовлен бюст М.С. Харченко и памятная доска, прикрепленная к зданию школы с надписью о том, что пионерская дружина  104-й школы носит его имя. Сейчас и бюст, и та, первая, памятная доска стали экспонатами школьного музея…
    Михаил Семенович Харченко родился 10 февраля 1918 года в поселке Дедовичи. Он рос в семье, где было пятеро детей (Михаил был вторым  ребенком). Семья жила очень трудно, не хватало одежды, топлива, продуктов питания, поэтому родители отправили мальчика в деревню Новая Дедовического района Псковской области к бабушке. Здесь он и воспитывался. Окончил семь классов, что по тем временам для деревенского паренька было очень неплохим образованием.

    Мальчик рос крепким и выносливым. Много времени уделял спорту, был отличным пловцом, лыжником, стрелком, неоднократно выступал в районных и областных соревнованиях. Его грудь украшало множество значков, врученных за успехи в спорте. Михаил был находчивым, решительным и общительным, во всем старался быть впереди. Двери его дома никогда не закрывались для его многочисленных друзей.

    В 1938 году Михаил Харченко был призван в ряды Красной Армии. Служил в Петрозаводске пограничником-пулеметчиком. Когда началась Советско-финская война, Михаил  пошел добровольцем на фронт, воевал храбро, однажды даже взял в плен финского полковника. В 1939 году был награжден орденом Ленина. В одном из боев Михаил был тяжело ранен. Но после выписки из госпиталя так окреп, что был взят в десантные войска в качестве инструктора по парашютному спорту.
    Вернувшись в Дедовичи, Харченко устроился в совхоз «Красные горки» грузчиком, а затем был назначен директором Дедовического дома культуры. Но вскоре мирная жизнь закончилась и началась Великая Отечественная война.

    С ее первых дней Михаил Харченко много работал с призывниками. Поехал в Ленинград, но вернуться не успел, железная дорога была перерезана. А уже 27 июня Михаил вступил в истребительный батальон. Его боевой опыт, полученный на финской войне, очень пригодился в трудных условиях партизанской борьбы.
    Несмотря на молодость, Михаил Харченко стал командиром пулеметного отделения 2-й Ленинградской бригады. Именно ему партизанское командование поручало самые ответственные задания. Все знали, что Харченко не подведет, найдет выход из любого затруднительного положения. Нападать первыми, неожиданно — в этом заключалась тактика борьбы отряда.
    Михаил принимал участие во многих боевых операциях. А однажды утром отряд под командованием Харченко захватил в плен полицая. Когда его обыскали, то нашли пропуск в... Ленинград. Партизаны заволновались. Никто из них не верил, что немцы захватят Ленинград, но все знали, как тяжело ленинградцам, знали, что в осажденном городе голод.
    Партизаны приняли решение помочь Ленинграду, и 1 марта 1942 года начали сбор продовольствия. Сначала рассчитывали отправить груз самолетами, но их все не было. Тогда решили погрузить продовольствие на подводы. Всего получилось 223 подводы. В путь тронулись 14 марта. Кони шли медленно, утопая в сугробах. Везли муку, свинину, сало — всего 50 тонн продовольствия.
    Это казалось чудом, но обоз благополучно добрался до осажденного города. Рассказывают, что фашисты настолько не ожидали от партизан такой дерзости, что обнаруживший было обоз немецкий самолет по ошибке принял его за свой.

    Защитники Ленинграда с чувством глубокой благодарности приняли подарок колхозников и партизан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Харченко Михаилу Семеновичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
    А в декабре 1942 года Михаил Харченко погиб. С небольшим отрядом он ушел тогда в разведку, но неожиданно нарвался на отряд карателей. Был один выход — принять бой, хотя силы были неравны. Рисковать жизнью людей, которыми он командовал, Михаил не хотел, поэтому велел им возвращаться в отряд, а сам остался прикрывать их отход. Один против десятков фашистов. Целый час отстреливался герой от наседавших врагов, окруживших его со всех сторон. Снайперские выстрелы Михаила Харченко валили наповал карателей. Но вражеская пуля сразила и его самого...
    Сегодня среди экспонатов школьного музея — фотографии М.С. Харченко, вырезки из фронтовых газет, удостоверение о присвоении ему звания Героя Советского Союза, уведомление военкомата родным о гибели героя.

    В 70-е годы в школе № 104 сложилась традиция: каждый год 10 февраля, в день рождения героя, в школе звучат «Колокола памяти». В гости к ребятам в этот день приходят и ветераны 2-й Ленинградской партизанской бригады. Жива эта традиция и до сих пор.

    В 90-е годы пионерской дружины не стало, и на какое-то время имя героя как будто повисло в воздухе. Но директор школы № 104 Ирина Александровна Добренко была уверена, что все, что было сделано предыдущими поколениями, нельзя вот так просто перечеркнуть и забыть, иначе нынешние мальчишки и девчонки могут вырасти теми самыми пресловутыми «Иванами, родства не помнящими». Поэтому она обратилась в городскую топонимическую комиссию и добилась того, что в год 60-летия Победы имя Харченко было присвоено уже самой школе.
    За  годы своего существования экспозиция музея неоднократно обновлялась. 10 февраля 2007 года в день рождения Героя Советского Союза М.С. Харченко состоялась презентация совершенно новой экспозиции музея. И практически сразу после этого школа начала готовиться к капитальному ремонту. Все время, пока он продолжался, экспонаты музея бережно хранились и ждали своего часа. И в 2009 году в обновленной школе сразу же был открыт и школьный музей, правда, макет землянки все-таки пришлось создавать заново. Сегодня этот музей — важная часть работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь в школе стараются передать детям бережное отношение к истории. После капитального ремонта школы на здании появилась и новая мемориальная доска. Это заслуга строителей, которые выполнили ее по собственной инициативе.
    Интересна и история самой школы № 104. Построена она была в 1932 году, а в годы Великой Отечественной войны в ней сначала находился военный штаб 5-й дивизии Народного ополчения, состоявшей из добровольцев-ленинградцев, среди которых было много жителей Выборгского района. А потом в школе был госпиталь для раненых фронтовиков. Поэтому занятия в ней возобновились только в 1945 году, и поначалу классы все еще соседствовали с госпитальными палатами. За годы войны здание было сильно разрушено: были выведены из строя спортивный и актовый залы, не было оборудования — его сожгли в годы блокады, спасая раненых от холода. Вместо окон были амбразуры. Но постепенно школа возвращалась к мирной жизни...


30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2