• Читайте также:

    Финляндская железная дорога

    Еще в 1849 году ряд общественных деятелей Финляндии предлагали установить регулярное транспортное сообщение между Гельсингфорсом (нынешний Хельсинки) и Петербургом. Однако лишь в 1867 году на строительство железной дороги от Петербурга до Гельсингфорса было выделено 10 млн рублей.

    Строительство железной дороги началось по инициативе генерал-губернатора Великого княжества Финляндского Н. В. Адлерберга 3 января 1868 года. Спроектирована ветка была финскими инженерами.На строительстве были заняты 11 тыс. специалистов и рабочих. Испытание новой ветки прошло 22 июня 1869 г., правда, только на маршруте Петербург — Парголово. 1 февраля 1870 г. открылся для движения поездов участок Петербург — Выборг: первый поезд преодолел маршрут за 12 часов.

    А 30 августа (12 сентября по новому стилю) того же года прямое движение между Петербургом и Хельсинки открыл лично император Александр II. Поначалу дорога не подчинялась русскому Министерству путей сообщения. Управление Финляндской железной дорогой находилось в Гельсингфорсе, как и Главная строительная контора, заведовавшая возведением магистрали. И только в 1894 г. дорога перешла в собственность российской казны.

    Станционные здания вдоль дороги были построены по проектам В. Вестлинга, К. Нюлендера, П. Э. Дагенаера и П. С. Купинского. Один из участников строительства писал о зданиях вокзалов: «Здания вокзалов выполнены в... простом, опрятном и практическом стиле, обиты досками и окрашены масляной краской, с более или менее богатым орнаментом. Как в оснащении, так и в меблировке, по-видимому, пытались избежать ненужного излишества. В основном они отвечали требованиям комфорта, на который пассажиры в наше время имеют право рассчитывать».

    От расположенного на левом берегу Невы Финляндского вокзала дорога шла по Выборгской стороне, пересекала с юга на север парк Лесного института и далее проходила у подножья Парголовских высот. Общая ее протяженность составила 347 верст, она была разделена на пять участков, первый из которых длиной в 58 верст, от Петербурга до Вамилемеки, строился под руководством инженера —офицера путей сообщения Ф. Шернваля.

    Вдоль дороги на территории Петербургской губернии были построены станции Ланская (первая деревянная станция), Удельная, Шувалово (первоначально именно она называлась Парголово), Парголово, Левашово и пограничная с Финляндией станция Белоостров. Позднее построили еще три станции — Озерки, Графскую (ныне Песочная) и Дибуны.

    Еще в начале XX века по Ланскому шоссе проходила северная граница города, и все, что располагалось за ним, относилось к пригороду, состоящему из набирающих популярность дачных поселков. С модой на такой вид отдыха росло и число пассажиров железной дороги, поэтому ее руководство постоянно вводило новые составы для удовлетворения растущего спроса, особенно в летнее время.

    Вот что писал об этом в 1891 г. журналист Г. Знакомый: «В настоящее время самая оживленная дачная местность — это Финляндская железная дорога... Виллы, дачки и дачи, избы и лачуги до холодного сарая, превращенного в жилье включительно, наполняются летом в такой степени, что на каждую квадратную сажень приходится по человеку. Дачные местечки: Ланская, Удельная, Озерки, Шувалово, три Парголова, Выборгское шоссе, Юкки, Заманиловка, Кабаловка, Старожиловка, Левашово, Белоостров и Сестрорецк — это русская Финляндия, а за Белоостровом  до Выборга — это чухонская Финляндия».

    В начале XX века все деревянные станции перестраивались, на их месте по проектам финского архитектора Бруно Гранхольма возводились каменные в популярном тогда стиле северный модерн (в Европе он носит название  «национальный романтизм»). Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей,  форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — все это превращает фасады в сложную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.

    Первым из старых деревянных вокзалов был перестроен по проекту Гранхольма вокзал в Шувалово в 1898 году. На озере у вокзала была пристань, которая принимала пароходы согласно с расписанием поездов, перевозившие приезжающих дачников на противоположный берег озера и к имению графа Шувалова. Станция очень красивая, поэтому в наши дни здесь часто снимают кино. Например, ее можно увидеть в фильме «Безымянная звезда».

    Здание станции Озерки было построено в 1902 году.  Нужда в новой станции появилась в связи с открытием между Средним и Верхним озерами Озерковского театра. На Б. Озерной ул., на месте бывшего кинотеатра «Озерки», был сад Браунса с летним залом, тиром и эстрадой, впоследствии носивший название «Шантеклер».

    Театр и находившиеся в Озерках лечебницы привлекали большое количество людей, специально приезжавших из Петербурга. Это и послужило причиной появления специального стационарного здания, которое соединялось с территорией театра и лечебным комплексом крытой галереей. От старого вокзала в Озерках сейчас остался только кирпичный первый этаж. Верхняя деревянная часть сгорела примерно в 1997 году. Не сохранился и старый пешеходный мост через пути.

    Если станция Озерки была построена заново, то вторым перестроенным деревянным вокзалом стал вокзал в Парголово. Гранхольм взялся за него в 1906 году, затем в 1908 году был перестроен вокзал в Левашово.

    В облике станции Левашово можно усмотреть элементы деревянной архитектуры, свойственной станции Нейшлот в Финляндии. Новый вокзал здесь был очень кстати. В то время в Левашово тоже бурно развивалось дачное строительство. В 1902 году княгиня М. В. Вяземская и ее сестра графиня О. В. Левашова, владелица усадьбы Осиновая Роща, решили часть своего имения у станции разбить на участки под застройку с сеткой улиц, которые образовали поселок Родники. 

    Предпоследней из числа построенных финским архитектором на этой линии стала станция Ланская. Деревянное здание вокзала было перестроено в 1910 году.

    Так получилось, что с прокладкой дороги загородный дом Ланских оказался в 100 м от железнодорожных путей, а застройка прилегающих земель дачами лишала их имение необходимого уединения и комфорта. Все это вынуждало Ланских к продаже земель, что они и сделали в 1889 г., при этом часть их обширного имения приобрела Финляндская железная дорога для своих нужд.

    Поначалу дорога создавала массу неудобств местным жителям, поэтому к 1910 г. ее реконструировали, подняв полотно на насыпи и устроив сохранившиеся до нашего времени два путепровода над Б. Сампсониевским пр. и Институтским пер. и два путепровода над Сердобольской ул. Далее за станцией над Ланским шоссе соорудили пятый путепровод.

    Последним по проекту Гранхольма  было возведено новое кирпичное здание станции Удельная. Ранее существовавший здесь деревянный вокзал был построен на территории, принадлежавшей Удельному училищу, ликвидированному в 1867 году. Для нового вокзала в 1910 году  пришлось снести ряд служебных построек и жилых домов служащих на территории станции.

    Интересно, что вплоть до 1913 года, когда на средства финской казны был построен железнодорожный мост через Неву, Финляндская дорога не была связана с другими ветками российских железных дорог.

    И сейчас эта железнодорожная ветка остается действующей, а после ее реконструкции по ней до Хельсинки ходит скоростной поезд «Аллегро». Выполняют свою функцию и вокзалы, спроектированные в начале XX века, хотя, к сожалению, не все из них сохранились до наших дней в своем первоначальном виде.


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3