• Свой 210-й день рождения отмечает старейшая в России школа-интернат № 1 для детей с нарушением слуха. Она была основана в декабре 1806 года на средства супруги императора Павла I Марии Федоровны.

    Страницы истории

    Поводом для открытия школы послужила случайная встреча летом 1806 года императрицы, совершавшей прогулку по Павловскому парку, с одним мальчиком.  Увидев его, Мария Федоровна поздоровалась, но ребенок ничего не ответил. Это удивило императрицу, и она обратилась с вопросом к сопровождавшей мальчика даме. Оказалось, что ребенок глухой.

    Марии Федоровне проблема нарушения слуха была знакома не понаслышке (известно, что Павел I имел одностороннее нарушение слуха и его внебрачный сын страдал тем же недугом). Эта встреча заставила императрицу задуматься об обучении глухих в России, и по ее приказу  15 декабря 1806 г. в крепости Бип города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. Эта дата и считается днем рождения образовательного учреждения, которое теперь носит название школы-интерната № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга.

    Через три года после своего основания школа переехала из Павловска на Гороховую улицу (с 1927 г. она называлась улицей Дзержинского). В 20-х годах XX века при школе было открыто отделение дошкольного образования (детский сад для глухих детей).

    Тогда же воспитанников стали вывозить на летнюю дачу, где ребята не только отдыхали, но и ухаживали за подсобным хозяйством (сад, огород, некоторые домашние животные). Традиция выезда в лагеря труда и отдыха сохранилась до наших дней.

    В годы войны

    После сообщения о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз все учителя были срочно отозваны из отпусков. В июле 1941 года они повезли детей в эвакуацию в Ярославскую область на станцию Тащиха, а оттуда весной 1942 года — в Сибирь.

    В блокадном Ленинграде в помещении школы располагался госпиталь. В 1946 году уезжавшие педагоги и дети вернулись домой из эвакуации, и в здании на ул. Дзержинского, д. 18, вновь начались занятия. Многие учителя прошли в разных родах войск всю войну и вернулись к своим воспитанникам с орденами и медалями.

    В послевоенные годы началась активная поисковая работа, а собранные материалы по истории учебного заведения легли в основу школьного музея.

    В 1963 году начался новый этап в истории школы — она переехала на проспект Энгельса, д. 4, где располагается до сих пор.

    Особенности обучения 

    Одна из особенностей заключается в том, что до 7-го класса дети живут на территории школы-интерната в отдельном доме, а старшие приезжают на занятия из разных районов города. Поэтому образовательный процесс здесь тоже имеет свою специфику. В нем самое главное — это коррекционно-развивающая работа.

    Создание условий для максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ученика легло в основу  программы развития школы-интерната № 1 как «школы социального успеха».

    Обучение глухих детей опирается на принцип  формирования речевого общения, так как именно общее недоразвитие речи является следствием отсутствия слуха. Речевое и общее развитие неслышащих детей обеспечивает их успешную социализацию. Педагогический коллектив постоянно находится в творческом поиске, совершенствовании педагогического мастерства, освоении новых технологий.

    Еще в 50-х годах прошлого века школа стала экспериментальной площадкой и приняла активное участие в разработке и внедрении в образовательный процесс системы обучения  глухих языку по принципу формирования речевого общения под  руководством профессора РАН С. А. Зыкова. Эта система позволила резко повысить не только уровень речевого общения детей, но и качество знаний, что облегчило включение выпускников школы в общественную жизнь и производительную деятельность наравне со слышащими.

    С 1987 года в школе началась экспериментальная работа по сокращению сроков обучения, которая полностью отвечала требованиям времени: дать основное общее образование глухим учащимся за 10 лет, чтобы они в возрасте слышащих выпускников могли получить профессиональное образование.

    С 1993 года в порядке эксперимента в образовательном процессе использовалась технология музейной педагогики.

    С 1995  года  школа стала участницей целевой программы «Социализация».

    С 1999 года  проводилась экспериментальная работа по расширению экономических знаний учащихся (совместно с кафедрой экономического образования факультета РГПУ имени А. И. Герцена).

    С  2005 по 2010 год в практику работы педагогов стал внедряться проектный метод. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации.

    Своим опытом педагоги школы-интерната делятся на городских и международных научно-практических конференциях и семинарах, он также ежегодно освещается в сборниках ЮНЕСКО по материалам международных конференций «Ребенок в современном мире».

    Оснащение школы

    Успешной работе учащихся и педагогов способствует развитие материально-технической базы: в школе-интернате есть локальная сеть, серверная, два компьютерных класса (стационарный и переносной), приобретено 11 интерактивных досок, рабочее место каждого учителя оборудовано персональным компьютером, кабинеты начальной школы оснащены фронтальной звукоусиливающей аппаратурой.

    В актовом  зале и кабинете ритмики установлены стационарные индукционные  петли, позволяющие ученикам с помощью слуха и зрения лучше воспринимать речевой материал. Слуховые кабинеты (для индивидуальной и фронтальной работы) оборудованы специальной аппаратурой, которая помогает в работе с детьми при формировании их речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

    В 2010-2014 годах началось использование в практике работы с неслышащими детьми компьютерных MIMIO-технологий — эти специальные интерактивные технологии делают процесс обучение более увлекательным и эффективным.

    В 2014-2015 годах школа-интернат стала участницей экспериментальной работы по апробации федерального государственного стандарта образования начального общего образования для глухих обучающихся. В его основе лежит системно-деятельностный подход. В этом году ФГОС НОО для глухих детей уже введен.

    Успехи и достижения 

    Показателем достаточного уровня образованности воспитанников стали результаты их участия в конкурсах и олимпиадах. Среди достижений последних  лет — победа выпускников 2016 года во Всероссийской  олимпиаде по математике среди коррекционных образовательных учреждений; призовые места старшеклассников в XI районном литературно-этическом конкурсе творческих работ «Горжусь и помню!», районном  конкурсе  «Колесо истории», V районной краеведческой олимпиаде «Санкт-Петербург.  Выборгская сторона. Адреса…».

    Разнообразны и направления  творческой  деятельности. Весной 2012 года воспитанники интерната стали участниками экологического конкурса «Зеленая планета»,  выступив в роли артистов  киностудии «Жираф». Итогом совместной работы стал фильм «Однажды во дворе», который победил на XVII Международном кинофестивале «Кино без барьеров».

    Дополнительное образование

    В условиях школы-интерната  дополнительное образование увеличивает пространство, в котором  глухие школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, демонстрировать свои  способности.

    Дети занимаются в спортивных секциях и художественных студиях (танцевальной, изобразительной, театральной и жестовой песни), принимают активное участие во внутришкольных, районных, городских, республиканских соревнованиях, конкурсах и выставках. Разнообразная творческая деятельность помогает их самореализации.

    В последние годы усилилось взаимодействие школы-интерната с детскими творческими коллективами  города и района: со школой  №  232 Адмиралтейского района, домами детского творчества «Современник» и «Союз» Выборгского района, ГДЮТ (Аничков дворец) и другими.

    Большое внимание также уделяется физическому воспитанию и спорту. Воспитанники интерната — члены сборных города и России по различным видам спорта (спорт глухих). В нынешнем учебном году юные спортсмены добились побед во всероссийских  и городских соревнованиях.


    Директор – о 210-м днем рождения

    Более чем за двести лет школу возглавляли двадцать директоров. Сейчас школой руководит Наталья Михайловна Крутицкая.

    Она — заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, отличник Всероссийского общества глухих,  награждена знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Ее педагогический  стаж — более 30 лет, а педагогическое кредо: «Учитель остается учителем тогда, когда сам не прекращает учиться».

    — Свой день рождения наша школа-интернат ежегодно празднует в декабре, — рассказала нам Наталья Михайловна. — Но нынешний праздник, конечно, особенный. К 210-летию учебного заведения дети готовят поделки, рисунки, плакаты к выставке «Подарок школе», юные экскурсоводы готовятся к проведению экскурсий  для учащихся, родителей и выпускников в музее истории школы, творческие студии репетируют номера для праздничного концерта «С днем рождения, любимая школа!».

    Стоит отметить, что выпускники разных лет тоже собираются принять активное участие в праздновании 210-летия со дня основания первой в России школы для глухих детей, которое состоится 15 декабря 2016 года.

    Обучая и воспитывая не слышащих детей, школа следует славным традициям своих предшественников. Особая атмосфера доверия и творческого поиска, любовь к детям, вера в их творческие способности, надежда на светлое будущее каждого выпускника делают школу комфортной для успешного учебного процесса.

    Сурдопедагоги и дефектологи первой в России школы для глухих по праву гордятся тем, что почти все выпускники школы говорят внятно. Вместе с полученными глубокими знаниями это позволяет им успешно продолжать обучение в лицеях, колледжах, училищах, а затем и в высших учебных заведениях, участвовать во всех сферах жизни общества и вести нормальную, полноценную жизнь наравне со своими здоровыми сверстниками.


30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2