• Первое в военной промышленности России акционерное общество в этом году отмечает юбилей. В честь 140-летия старейшего предприятия Выборгской стороны vybnews.ru вспоминает интересные факты за все существование «Компрессора». Сегодня мы знакомим вас с историей завода.

    «Компрессор» основал  Владимир Степанович Барановский, инженер-конструктор, который всю свою жизнь посвятил развитию техники. В соавторстве со своим отцом, профессором Института корпуса  инженеров путей сообщения, Степаном Ивановичем Барановским, он внес большой вклад в развитие науки и промышленности. Он организовал первое в военной промышленности России акционерное общество на Выборгской стороне среди дач и соснового леса, на 8-м километре дороги на Выборг и в 300 метрах от Большой Невки. Для размешения оборудования будущего завода у домовладельца Боронина в аренду на пять лет были взяты два дома на Большом Сампсониевском проспекте. В доме №21 разместился механосборочный цех, в доме №23 – кузница с паровым молотом. Завод быстро разрастался: строились корпуса, устанавливались станки, увеличивалось число рабочих. 17 февраля 1877 года официально открылся «Машино-пароходостроительный завод В. Барановского в Санкт-Петербурге». В этом же году он выпустил первую продукцию – гильзы и дистанционные взрыватели снарядов для «скорострельной пушки Барановского», принятой на вооружение русской армии. Пушки вошли в состав артиллерии морских десантов, ими, в частности, были вооружены легендарный крейсер «Варяг» и кананерская лодка «Кореец».

    С 1896 года название изменилось на «Механические, трубочные и гильзовые заводы наследников П.В. Барановского». Там производились пушечные гильзы, дистанционные трубки (взрыватели), гранаты, лафеты, чугунные и стальные снаряды, приборы снаряжения и разряжения артиллерийских патронов, гидравлических и механических прессов для переобжимки  стреляных гильз различных калибров.

    В июне  1912 года завод стал носить название «Акционерное общество механических, трубочных и гильзовых заводов наследников П.В. Барановского». Управление осуществляло правление из 5 -7 человек избираемых общим собранием акционеров. Стали появляться дочерние предприятия. Выпуск готовой продукции увеличился по ряду наименований в 3-4 раза.

    Завод Барановского оставался вплоть до Великой Октябрьской революции единственным в России заводом, изготавливающим дистанционные трубки, которые по оценке артиллеристов, являлись лучшими из всех систем по своей конструкции и качеству.

    Для увеличения времени горения пороха требовался медленно горящий порох, а в России его не производили - закупали во Франции. Правление завода принимает решение в 1913 году о постройке собственного порохового завода. К 1916 году завод производил 80 000 пудов пороха.

    С  1918 г. «Государственный трубочный завод №2». Спустя 4 года ему присваивается наименование «Красная звезда». В период с 1922-1932гг. завод влился в состав завода Карла Маркса. Основное производство продолжает выпуск продукции военного ассортимента. С 1923г. одновременно с выпуском военной продукции начинается выпуск мирной продукции: авто- и авиасвечей, фарфоровых изоляторов высокого напряжения. На базе завода создается школа ФЗУ и рабфак.

    В 1926 году в Советском Союзе приступили к постройке первой серии новых подводных лодок типа «Д» - «Декабрист». Перед корабелами была поставлена задача добиться, чтобы к концу серии лодки строились полностью из отечественных материалов и комплектующих.  В 1927 г. приступили к созданию электрокомпрессоров для  подводных лодок этой серии и выпустили первые отечественные корабельные  электрокомпрессоры типа (К-6).

    С 1932 г. «Государственный механический  завод №6» в соответствии с постановлением Совета труда и обороны вновь становится самостоятельным предприятием. Завод переходит в состав наркома оборонной промышленности. В этот период выпускают первые отечественные корабельные компрессоры с паровым приводом (ПК-12, К-2) и электрокомпрессоры (К-6, К-7, К-12). В 1932 году сданная флоту Николаевским  заводом  лодка «Якобинец» была полностью укомплектована компрессорами, торпедными аппаратами заводского производства. Это событие ознаменовало собой полное освобождение страны от иностранной зависимости в этой важной отрасли отечественного судового машиностроения. С этого момента всё военное судостроение в СССР стало оснащаться компрессорами петербургского производства.

    С 1934 г. «Государственный механический  завод № 103». В 1940-1941 годах изготавливаются опытные образцы, и начинается серийное производство электрокомпрессоров типа ЭК-15 и 1-К, которые относятся уже ко второму поколению компрессоров, освоенных заводом. Это было одно из самых наукоемких и высокотехнологичных в то время предприятий в стране, способное выпускать  судовые компрессоры. Во время войны на заводе выпускается военная продукция, ведется ремонт боевой техники для Балтийского флота.

    С 1946 г. Завод №103. Над проектированием новой техники работает вновь созданное в 1947 году специальное конструкторское бюро. В декабре 1959 г. постановлением правительства на его базе создается центральное конструкторское бюро «Компрессор». Это самостоятельная, базовая, единственная в стране проектная организация по разработке компрессоров и компрессорных станций для кораблей и судов всех классов, их баз и заводов. Она отвечала за координацию, научно-техническое и организационно-методическое руководство работами в компрессоростроении на предприятиях судостроительной и других отраслей.

    В 1970 г., подведя итоги объединения крупных однородных предприятий в отраслевые производственные объединения, по предложению Ленинградского обкома КПСС на базе Ленинградского компрессорного завода и ЦКБ «Компрессор» было создано новое производственное объединение «Компрессор».

    В 70-е годы КБ завода впервые в стране разработало для нужд сельского хозяйства широкозахватные дождевальные машины, их серийное производство развернуто на специально построенных заводах в городах Первомайске и Кропоткине. Машины пользовались спросом, оббьем их производства увеличивался. В 1981 г. было организовано Специальное конструкторское бюро «Дождь». Ленинградский Компрессорный завод, ЦКБ «Компрессор», СКБ ДМ «Дождь» вошли в состав производственного объединения «Компрессор».

    С 1992 года – акционерное общество «Компрессор». В трудные 1991 – 2001 годы при остановке государственных программ, затянувшейся на 10 – 15 лет достройки единичных заказов третьего поколения и их комплексов, изменился состав и требования заказчиков и, следовательно, направления исследований, разработок и производства.

    Поддерживаются связи с традиционными силовыми заказчиками – структурами Министерства обороны (ВМФ, ракетными соединениями, системы обеспечения), МВД и МЧС, федеральными службами, «выжившими» судостроителями и судовладельцами.

    Определяющими развитие экономики России становятся добывающие и обрабатывающие отрасли и их обеспечение (нефтегазовые, металлургические, деревообрабатывающие, электроэнергетические, трубопроводные и транспортные, строительные  машиностроительные). Они становятся основными отечественными заказчиками компрессорного оборудования. Износ и усложнение технических элементов инфраструктур, увеличивающих гомо- и техногенное число аварий и катастроф, природные бедствия, исследования, добыча ископаемых, работа и служба в экстремальных условиях повышают значение компрессоров сжатого воздуха и газовых смесей для дыхания, систем их регенерации.

    Разработки и продукция с 1994 г. Представляются на международных выставках и ярмарках в Саудовской Аравии и ФРГ, Чили и Финляндии, Украине и России. ОАО «Компрессор» имеет лицензии Гостехнадзора и Минобороны Российской Федерации на проектирование, изготовление, испытания, обслуживание и ремонты компрессорного оборудования различного назначения.

    Сегодня успехи в исследованиях и разработках достигнуты благодаря усилиям коллектива, растущим научно-техническим и информационным связям с ведущими НИИ и вузами России и стран СНГ (в том числе с университетами – Политехническим, Балтийским и Морским техническим, низкотемпературных и пищевых технологий, МВТУ им. Баумана и др.), фирмами США, Германии, Финляндии, Норвегии Великобритании, Греции и других стран. Продукция поставляется на все континенты. 


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5