• Первое в военной промышленности России акционерное общество отмечает юбилей. В честь 140-летия старейшего предприятия Выборгской стороны vybnews.ru вспоминает историю существования «Компрессора». Сегодня мы знакомим вас с военным и послевоенным периодами работы завода.

    Работники Компрессора, который тогда назывался завод №103, активно участвовали в защите Родины от фашистских захватчиков. В 1941 году 700 добровольцев завода были на фронте, 267 трудящихся завода ушли в Ленинградскую армию народного ополчения.

    Оставшийся коллектив на заводе, который возглавлял директор Е.Т. Николаев, активно участвовал в оборонном строительстве. В заводских цехах производили минометы, миноискатели, холодное оружие, ремонтировали компрессорное и аппаратное оборудование. В три смены бригада инженеров во главе с Г.А. Богдановым вела монтаж аппаратного оборудования на судостроительном заводе им. Орджоникидзе и сервисное обслуживание на кораблях Краснознаменного Балтийского флота.

    В конце сентября 1941 г. положение советских войск на фронте ухудшилось. Рабочие завода вместе с воинами фронта трудились днем и ночью. Бомбардировщики круглосуточно сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб. В Ленинграде начался голод, ударили морозы. Промышленные предприятия эвакуировали в более безопасные районы страны. В жутких условиях работали остатки предприятий города. Завод № 103 свое производство не останавливал.

    В ноябре 1941 г. принималось решение об эвакуации из Ленинграда с целью сохранения ведущих конструкторов, инженеров и уче­ных в Горький, Казань и другие города Поволжья и Урала, вместе с техниче­ской документацией, головными и опытными образцами продукции. По указа­нию заместителя Наркома судостроительной промышленности А. М. Редькина, группа конструкторов торпедных аппаратов в составе: Т. С. Медведовский, И. М. Иоффе, В. И. Щербаков, М. И. Иванов и кон­структор компрессоров П. А. Тигарев — вместе с документацией были отправ­лены в эвакуацию.

    Погрузка грузов и посадка конструкторов в вагоны проходила на железнодо­рожной станции Ржевка. В одном вагоне разместили конструкторов и калечный архив, в других — боевые заряды торпедных аппаратов. Все три вагона стоя­ли в одной сцепке, и в случае попадания даже осколка в один из них, произо­шел бы взрыв. Жизнь на пороховом погребе продолжалась 10 дней. По ночам вагоны буксировались в тупики, подальше от станции. Каждый раз менялось место, но вагоны не отправлялись. И только после того, как удалось убедить коменданта, насколько опасный груз находился в вагонах, их прицепили к во­инскому эшелону и отправили на берег Ладожского озера, но и там они, ожидая переправы, оказались самыми заметными. Вся артиллерия была замаскирована, и только три вагона могли привлечь внимание врага. Опасность взрыва боевых зарядов испытывали на себе конструкторы в течение пяти дней, пока не было принято решение конфисковать боевые заряды, и не вывозить их из осажден­ного города.

    Конструкторы в феврале 1942 г. прибыли в Горький, в Наркомат судостроитель­ной промышленности, уже разместившийся в здании Кораблестроительного института. В марте 1942 г. специалисты вместе с документацией были доставлены в г. Уральск, где на базе трех эвакуированных заводов в 1943 г. был организован завод им. К. Е. Ворошилова, с компрессорным производ­ством, которое в 1944 г. выпустило первую партию электрокомпрессоров типа «1-К».

    За отличные показатели руководство подарили Д. И. Красильникову отре­з сукна, а через два месяца — 20 килограмм овощей и 5 метров миткаля. В то время была только такая возможность поощрить тружеников за проделанную работу. Родина отметила заслуги Красильникова в первый послевоен­ный год: в 1946 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Оставшееся в блокадном Ленинграде небольшое число рабочих завода № 103 под руководством директора П.Ф. Гостева в тяжелейших блокадных условиях, находясь на казарменном положении, выпускали детали для ремонта торпедных аппаратов и компрессоров, осуществляли ремонтные и монтажные работы на Бал­тийском заводе. На оставшемся оборудовании выпускали боеприпасы и вооруже­ние, в том числе для зенитных установок «Катюша»; на «Русском дизеле» — корпуса снарядов и мин, ремонтировали корабельные дизельные энергоустановки.

    Объекты военной промышленности были целями для фашистов – они регулярно подвергались артобстрелам и авианалетам. Один из снарядов попал в здание цеха №6, в здание другого цеха в 1942 г. попала бомба весом 500 кг. Она не взорва­лась и на глубине 4 м пролежала до 1964 г.

    Шла Великая Отечественная война, а на предприятиях города, наряду с выполнени­ем заказов для фронта, велась усиленная техническая подготовка к выпуску довоенной продукции. Небольшой коллектив завода № 103 восстанавливал производственные цеха, оборудование которых было демонтировано в 1941 г. В то время на заводе ра­ботал только один цех, который ремонтировал компрессоры и оказывал посиль­ную помощь фронту, изготовляя минометы, холодное оружие и бомбометы. Военные моряки, проживавшие на территории завода, были активными участниками этих ра­бот. Цехом руководил Б. М. Костюшкевич — один из старейших работников завода.

    В мае 1944 г. по решению Наркомата судостроительной промышленности из Уральска была отозвана группа сотрудников, эвакуированных с завода в 1941 г., в Ленинград для восстановления завода и органи­зации технической службы. Перед ней стояла задача, помимо налаживания текущего производства, скомплектовать техническую документацию по изделиям предприятия до­военного профиля из оставшихся в разрозненных центральном и цеховых архивах «синек».

    В 1944 г. производственные помещения завода, кроме цеха №6, не отапли­вались и пустовали. Крыша над третьим цехом была разрушена авиационной бомбой. Попытки ее извлечь своими силами не увенчались успехом. При раскопках она погружалась все глубже. И никто уже не обращал на нее внимания, проходя мимо воронки, огражденной деревянным лег­ким барьером.

    В июне 1945 г. специалисты завода № 103 по компрессорам и завода № 709 по аппаратам во главе с механиком Н. М. Ищенко были командированы в Германию на завод «Эрдельт» для вы­воза 487 единиц оборудования, доставшегося СССР в результате репарационного договора между союзниками во Второй мировой войне. В конце сентября 1945 г. оборудование в количестве 237 единиц на теплоходах «Кубань», «Михаил Ломо­носов», «Пулково» было доставлено в Ленинград.

    В 1945 г. на предприятии работало 414 человек. В 1946 г. парк технологического обо­рудования был увеличен еще на 247 единиц и стал примерно равным довоенному. К этому времени выполнены большие работы по капитальному ремонту: обновили кровлю, полы, двери, окна, окраску. Нормально стала функционировать котельная, насосная станция техни­ческой воды, электроподстанция; ремонтный, инструментальный, литейный и куз­нечный цеха, мобилизационный склад, магазин готовой продукции.

    После восстановления завода в 1946 году, наряду с серийным выпуском довоенного компрессорного оборудования, предприятие создает и осваивает в производстве новые типы компрессоров и компрессорных станций с давлением нагнетания и производительностью вдвое большими по сравнению со всеми предыдущими отечественными и аналогичными зарубежными образцами.

    Будучи первым и единственным в стране производителем свободнопоршневых дизель-компрессоров высокого давления, завод разрабатывает и изготовляет первые в отечественной практике винтовые компрессоры. После испытаний они были переданы на заводы химической и нефтеперерабатывающей промышленности, где выпускаются большими сериями и успешно эксплуатируются как в нашей стране, так и за рубежом.

    Освоение новой компрессорной техники производилось заводом совместно с Центральным конструкторским бюро «Компрессор», созданном на базе СКБ завода в 1959 году. Оно было единственной в стране проектной организацией, осуществляющей разработку компрессоров и компрессорных станций высокого давления для кораблей и судов всех классов и назначений.

    В 1949 г. начались исследования и разработки первых в мировой практике кора­бельных электро- и дизельных компрессоров. Потребовалось создать новые испытательные стенды, приборы, устрой­ства для проведения испытаний новых изделий.

    Шла напряженная работа. И в результате, создав новые отечественные компрес­соры, инженеры, конструкторы, рабочие завода № 103 превзошли заокеанских кон­курентов — стратегических противников.

    Победа над фашизмом была достигнута дорогой ценой жизни десятков миллионов людей и колоссальными разрушениями. Многие из ушедших работников предприятия на фронт отдали свои жизни за свободу нашей страны. Неоценим вклад тружеников завода №103 в победоносное окончание войны. Вечная память и благодарность героям нашей Родины. 


30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3