• В нашем сознании Петербург ассоциируется с культурной столицей, «Северной Пальмирой», кузницей научных и технических кадров. Но мало кто знает, что в 30-е гг. ХХ века Ленинград являлся столицей отечественного мотоциклетного производства.

    Еще в 1924 г. группой московских инженеров под руководством П.Н. Львова был спроектирован первенец отечественного мотопрома – мотоцикл «Союз», однако в серию он не пошел. Наибольшую же известность приобрело конструкторское бюро по мотоциклостроению, созданное в 1928 г. в Ижевске под руководством талантливого инженера Петра Владимировича Можарова.

    Осенью 1929 г. бюро было перемещено в Ленинград в ведение Ленинградского треста массового производства «Тремасс»и обосновалось в помещениях завода «Красный Октябрь». При обсуждении вопроса о выборе типа мотоцикла для дальнейшего производства Президиум ВСНХ предложил выбрать какой-либо подходящий иностранный мотоцикл, и сначала организовать сборку машины из привозных частей, а затем постепенно освоить собственный выпуск. В марте-апреле 1930 г. П.В. Можаров с коллегами находился в командировке в Германии, по результатам которой была выбрана простая и неприхотливая модель Luxus-300 завода DKW. Предполагалась, что будущая ленинградская машина, как и Luxus-300, станет «народным мотоциклом».

    Вернувшись из командировки, еще не имея ни полного комплекта чертежей, ни натурального образца самого мотоцикла, П.В. Можаров начал работу по отработке технологии производства и распределению производственных операций между заводами треста в соответствии с имеющимся на них оборудованием. В конце мая один из закупленных образцов был отправлен в Москву, где были проведены его стендовые и дорожные испытания, по результатам которых был внесен ряд конструктивных изменений. К июлю 1930 г. был изготовлен первый опытный образец, «Тремасс-300», а к началу сентября того же года – еще восемь подобных моделей. Все машины успешно преодолели испытательный пробег по маршруту Ленинград-Москва-Тула-Харьков-Брянск-Смоленск-Псков-Ленинград. К концу 1930 г. завод «Красный Октябрь» был готов начать выпуск знаменитого мотоцикла «Л-300» (Ленинградский с мотором, рабочим объемом двигателя 300 куб. см), однако поначалу организовать производство не удалось. За 1931 г. было собрано всего два Л-300.

    Ситуацию удалось исправить к концу года, когда по решению Всесоюзного совещания по мотоциклетостроению вся отрасль была подчинена Всесоюзному автотракторному объединению (ВАТО). Средства отыскивали разными способами. Так, Центральный совет Добровольного общества содействия развитию автомобильного транспорта и улучшению дорог («Автодор») заключил договор с заводом «Красный Октябрь» на поставку своим коллективам 4050 мотоциклов Л-300 в течении 1932-1933 гг.  Эта договоренность способствовала реконструкции предприятия, поскольку «Автодор» выдал заводу аванс в размере одного миллиона рублей на развитие производства. Со стороны государства был организован сбор средств за счет «предварительной продажи машин широким массам трудящихся» (так называемые «мотообязательства»). На практике это выглядело следующим образом: гражданин выплачивал (сразу или по частям на протяжении года) стоимость мотоцикла и получал документ, по которому через некоторое время мог его получить. На эти средства были построены корпуса для производства мотоциклов на «Красном Октябре» и закуплено оборудование.

    С осени 1931 г. в Ленинграде был освоен выпуск всех частей и агрегатов для Л-300 – отныне мотопроизводство не зависело от импорта. По плану в 1932 г. «Красный Октябрь» должен был выпустить 3600 машин, но годовой выпуск составил всего 81 мотоцикл. В следующем году было выпущено 110 машин, а в 1934 г. из ворот предприятия вышло 234 мотоцикла. Цена на Л-300 в 1932 г. составляла 1250 рублей, а в 1933 г. снизилась на 100 рублей. В частные руки Л-300 стали попадать лишь в 1936-1937 гг., так как раньше они шли в основном на погашение мотообязательств и поставлялись под заказы государственных организаций. Л-300 на «Красном Октябре» выпускались до конца 1939 г., и всего с 1931 по 1940 гг. в Ленинграде было изготовлено 18985 мотоциклов. «Октябрята», как их ласково называли в народе, активно использовались в Красной Армии. Л-300 принимали участие в боях на озере Хасан и Халхин-Голе, в советско-финской войне и на раннем этапе Великой Отечественной. В армии любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность.

    Тем не менее, производство модели Л-300 имело свое продолжение. В 1931 г. П.В. Можаров переехал в Москву и возглавил группу конструкторов в Научном Автотракторном Институте, которая спроектировала целый ряд моделей. Среди них – модель Иж-7, представлявшая собой улучшенный вариант Л-300 и производившаяся на Ижевском мотоциклетном заводе. Этот мотоцикл оказался настолько удачным, что некоторые экземпляры дожили до наших дней.

    Помимо Л-300, в Ленинграде производился еще целый ряд моделей. Летом 1934 г. на «Красном Октябре» приступили к проектированию мотоцикла Л-500 с объемом двигателя 500 куб. см., предназначенного для эксплуатации также и с коляской. В апреле 1935 г. был готов опытный экземпляр, а к осени завершились его ходовые испытания. Мотоцикл показал хорошие ходовые качества, но, несмотря на это в серию не пошел, так как технологические возможности завода «Красный Октябрь» уже не соответствовали более сложной конструкции этой машины. В итоге было изготовлено всего два экземпляра. Аналогичная судьба ожидала и модель Л-350, которая представляла собой дальнейшее развитие «трехсотой» модели. Впервые опытный экземпляр был продемонстрирован 15 сентября 1935 г., однако начать его выпуск не решились.

    Самой необычной ленинградской моделью 30-х гг. ХХ века стал пожарный мотоцикл Л-600, выпускавшийся на заводе «Промет». Машина представляла собой симбиоз мотоцикла Л-300 и пожарной мотопомпы. Пожарное оборудование Л-600 состояло из центробежного насоса в коляске производительностью 600 л/мин при рабочем давлении 5 атмосфер, заборного рукава длиной 4 метра, двух рукавов напорных общей длиной 105 метров и брандспойта. 11 декабря 1932 г. опытный экземпляр предстал перед комиссией из пожарных и автодоровцев. С полной нагрузкой мотоцикл развивал скорость 50-60 км/ч. Для проверки работы насоса Л-600 был установлен на набережной Мойки и из реки качал воду на 4-х метровую высоту. Аппарат работал в течении часа, давая струю до 30 метров. Комиссия отметила хорошее качество мотоцикла, претензий к конструкции не возникло. Выпускалась эта неординарная машина с 1935 г. до середины 1939 г., и всего было произведено 235 мотоциклов. На его базе делали и другие машины специального назначения: шестипрожекторную осветительную станцию, ремонтную летучку для связистов и электриков, и передвижной генератор. 

    В начале 1939 г. на «Красном Октябре» началось проектирование мотоцикла Л-8 с двигателем объемом 345 куб. см. За 1940 г. было изготовлено 600 мотоциклов.  Однако вскоре производство Л-8 было передано на завод «Промет», получившим обозначение «Ленинградский мотоциклетный завод (ЛМЗ)», а также на Ижевский и Серпуховский мотозаводы.  К концу 1940 г. на ЛМЗ успели собрать только 9 мотоциклов, но за 6 месяцев 1941 г. – уже 774 единицы. В июле-августе 1941 г. оборудование и часть персонала ЛМЗ были вывезены в Горький, где совместно с Харьковским мотозаводом разместились в корпусе машиностроительного предприятия «Красная Этна». На базе этих двух эвакуированных предприятий создали «Горьковский мотоциклетный завод» (ГМЗ), на котором уже в ноябре начался серийный выпуск армейского мотоцикла М-72. Горьковский мотоциклетный завод просуществовал до 1949 г., когда он был расформирован, а производство было перенесено в Киев, куда отправилась и большая часть оборудования. В Ленинград мотопроизводство так и не вернулось.


    Андрей Румянцев, кандидат исторических наук

    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30