• Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства и отношений матери и ребенка в первые годы его жизни.

    Детско-родительские отношения – самое важное условие для психического развития ребенка. Недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

    Доказано, что для формирования общения большое значение имеет установление контакта взглядов взрослого и ребенка. При этом улыбка и контакт глаз ребенка являются своеобразным поощрением, наградой за материнскую заботу. Кроме того, помимо способности привлекать и удерживать внимание, ребенок наделен и механизмом избегания. Яркими сигналами прерывания взаимодействия являются плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками. Таким образом, при общении с матерью ребенок способен регулировать материнское поведение посредством доступных средств общения.

    Материнство как часть личностной сферы женщины включает три блока.

    Эмоционально-потребностный: реакция на все компоненты младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний).

    Операциональный: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений).

    Ценностно-смысловой: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

    Эмоциональное общение на этом этапе является основным условием полноценного психического развития ребенка.

    Причины дефицита общения матери и ребенка:

    - количество общения сокращается за счет отказа ребенка от укачивания ребенка перед сном, отказа матери от разговора с ребенком, игнорирования плача ребенка;

    - не удовлетворение потребности во внимании младенцу, о которых сигнализирует детский плач, за счет которого родители лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим;

    - взаимодействие с ребенком только по собственной инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

    Оценить себя как личность, сравнить себя с другими людьми, сформировать самооценку и оценить других ребенок способен в общении с другими людьми. Кроме того, переживая определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), ребенок познает мир путем приобщенности к сообществу людей. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), но вместе с тем именно в отношениях с другим ребенок находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и других.

    Привязанность ребенка к матери является важнейшим приобретением младенческого возраста. При этом признаки привязанности проявляются в том, что объект привязанности может лучше других успокоить, утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

    Таким образом, только в продуктивной совместной деятельности матери и ребенка раннего возраста, в процессе ее осуществления, происходит конструктивный диалог между матерью и ребенком.

    Роль матери и ее поведение являются решающими в дальнейшем психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка.

    Наладить детско-родительские отношения и подготовить маму к отношениям с младенцем помогут психологи и специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 4. Коллектив отделения гарантирует профессиональную помощь. Все услуги предоставляются бесплатно.

    Отделение располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 18, лит. А.

    Телефон справочной службы центра: 294-28-76.

    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6