• В этом году Выборгская сторона отмечает 300-летие. В честь юбилея подготовлен цикл исторических роликов о районе. Сегодня мы расскажем об истории Финляндской железной дороги.

    Планы соединения столицы империи и столицы княжества Финляндского существовали с 1849 г. и активно обсуждались в финском обществе. Особенную заинтересованность высказывали торговцы и промышленники, полагавшие, что железная дорога позволит многократно увеличить объемы торговли с Россией, а следовательно, стимулировать местную промышленность и сельское хозяйство. И в 1868 году по инициативе генерал-губернатора Великого княжества Финляндского Николая Адлерберга началась прокладка железной дороги Санкт-Петербург-Гельсингфорсс. Проектировали и строили дорогу финские инженеры. Трасса имела общую протяженность 413 верст.

    "Удельную" строили как станцию 3-го класса, по проекту  финского архитектора Вольмера Вестлинга, и первый вокзал состоял из двух сборных залов, дамской комнаты и буфета. В здании работал телеграф, а на втором этаже в 7 комнатах проживали работники дороги. 

    Красивые деревянные вокзалы со временем обветшали. Первым из них был перестроен вокзал в Шувалове по проекту финского архитектора Бруно Грангольма 1898 года. Это двухэтажное каменное здание, в стиле северного модерна. Фасады  отделаны облицовочным красным кирпичом с розовыми деталями. На кровле центральной части здания расположен ряд слуховых окон. В целом архитектура здания несколько суховата, но представительна. Следующая станция по маршруту Финляндской железной дороги – Парголово. "Парголово" является последней железнодорожной станцией на территории дачного конгломерата Озерки – Шувалово – Парголово, занимающего графские земли. Старинная финская деревня Паркола, что переводится как "черт", известная с XII в., стала последним населенным пунктом, вошедшим в этот дачный мир. Железнодорожная станция 3-го класса «Парголово» была открыта в 1869 году. Первый деревянный вокзал в два этажа появился на станции в 1870 году, построен так же Вестлингом и прослужил более 30 лет. Новое каменное здание Грангольма напоминает средневековый замок в миниатюре: башни с чешуйчатой кровлей, узкие окна-бойницы, срезанный щипец в центре. Своеобразная трактовка архитектурных форм модерна с национально-романтическим характером.

    Следующая после станции "Парголово" станция "Левашово". Она также входит в число первых станций Финляндской железной дороги – ее открыли в 1870 г. на земле имения "Осиновая Роща". Название станции, позднее перешедшее на поселок вокруг нее, связано с владельцем упомянутого выше имения, генералом от кавалерии графом Василием Васильевичем Левашовым.


29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2