• 9 декабря — День героев Отечества. Рассказываем о жителе нашего района Герое России Рифе Сахабутдинове.

    В Выборгском районе живет Герой России генерал-майор авиации Риф Раисович Сахабутдинов. Он летал на всех типах вертолетов, хотя сам всегда предпочитал вертолет огневой поддержки МИ-24.

    За свою жизнь он провел в воздухе более 6000 часов. Недаром за ним закрепилась репутация «воздушного пахаря». Службе в авиации он отдал более 34 лет,  военный летчик-снайпер, заслуженный летчик России.

    Риф Сахабутдинов родился в 1955 году в Уфе, он был самым старшим из четверых детей простых сельских тружеников Раиса и Сагиды Сахабутдиновых. Его детство прошло в деревне Кляшево Чишминского района, на родине народного поэта Башкортостана Мустая Карима.

    Но поскольку сельская школа была неполной, доучиваться пришлось в средней школе в Уфе. Чтобы продолжить учебу, юноше пришлось самостоятельно выучить русский язык, ведь в Кляшево преподавание велось только на татарском.

    Еще в школе у Рифа появилась мечта о небе. Первым шагом к ней стало поступление в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Летать учился на МИ-2 и МИ-8, но в начале службы его внимание привлек новый МИ-24.

    В 2001 году ему было присвоено звание Героя России. «Мои родители гордятся мной. Значит, правильный выбрал путь, посвятив годы жизни служению Родине», — говорит Риф Сахабутдинов.

    Служба в Монголии

    «После училища я был направлен на службу в Монголию, — рассказывает Риф Раисович. – Когда я туда приехал, там было 3 эскадрильи, две летали на МИ-24, а третья на МИ-8. О том, чтобы пилотировать МИ-24 даже разговоров не было: это были новые ударные вертолеты, самые быстрые в Европе, с мощным вооружением. На них летали только  опытные летчики».

    Но желание летать на современной машине было так сильно, что  молодой лейтенант все же попросил разрешения пилотировать МИ-24. Командование пошло навстречу,  но дали всего месяц на освоение вертолета. И Сахабутдинов в этот срок уложился.

    После Монголии было новое место службы – Прикарпатье. А в 1983 году началась его командировка в Афганистан.

    Небо Афгана

    480 боевых вылетов, с налетом 540 часов

    «Почти сразу по прибытии в Афганистан, при первом же вылете один из наших вертолетов сбили. Весь экипаж — 3 человека — погибли. В это было трудно поверить. Как так? Мы вместе учились. Вместе готовились, только что приехали, только вроде сидели за одним столом разговаривали и все, людей больше нет. Вот тогда я осознал, что такое война» — вспоминает Сахабутдинов.

    Как-то вылетели в район Кандагара. Местность там – горы и песок. Сесть практически невозможно: либо нос вертолета зарывается в песок, либо вообще можешь потерять управление и перевернуться. К тому же, это был самый дальний радиус действия – топлива хватало только долететь туда и обратно. Когда МИ-24 Сахабутдинова подлетел к месту боя, были уже сумерки.

    Среди наших бойцов было много раненых, их надо было забрать. Вертолет сел и сразу зарылся носом в песок. Погрузили раненых — 12 человек. Это был перегруз, вертолет не смог взлететь. Но даже мысли оставить раненых не возникло, ведь тогда ребята вряд ли доживут до утра. Риф Раисович принял решение лететь.

    Сахабутдинов нашел нестандартное решение. При посадке он видел, что недалеко есть глубокое ущелье, и повел  вертолет по песку, а потом с разбегу «нырнул» в это ущелье. Так удалось взлететь.  Топлива было в обрез, только приземлились на полосу аэродрома, двигатели заглохли. Но раненые были спасены.

    «Каждый раз, когда я прилетал на аэродром, в вертолете были пробоины. Техник уже ругался, сколько можно латать эту машину, — рассказывает Риф Раисович. – Но страха у меня не было».

    В 1984 году, уже практически перед выводом войск из Афганистана, Сахабутдинова самого сбили. Экипаж его вертолета наносил удары по позициям душманов. При выходе из атаки вражеская ракета попала в двигатель. Повезло, что высота была небольшая – около 50 метров. Машина упала на склон горы. Душманы сразу же стали брать экипаж подбитого вертолета в кольцо, пришлось отстреливаться. Ведомый в это время прикрывал с воздуха и успел передать информацию на базу. Когда боеприпасы были на исходе, подоспели другие вертолеты, уничтожили душманов и эвакуировали подбитый экипаж.

    Чеченская кампания

    237 боевых вылетов

    После Афгана в 1985 году капитан Сахабутдинов стал слушателем Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. Потом были служба в Прикарпатье, Германии, командование вертолетным полком в Костроме, командировка в Таджикистан.

    В 1996 году полковник Сахабутдинов прибыл в Северо-Кавказский военный округ на должность заместителя начальника армейской авиации 58-й армии во Владикавказе. На начальном этапе чеченской фазы контртеррористической операции он участвовал в боевых действиях в составе Западной группировки войск. Это было одно из самых сложных направлений: с первых дней наши войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением боевиков.

    В районе дагестанского села Ботлих летчики под его командованием смогли обеспечить продвижение российских подразделений, подавив сопротивление боевиков Басаева и Хаттаба. Боевые действия в этом районе были чреваты большими потерями. Тогда за дело взялись вертолетчики. Преодолевая сильное огневое противодействие со стороны бандитов, подчиненные Сахабутдинова методично наносили точечные удары по окопавшимся террористам и во взаимодействии с артиллерией  выбили противника с господствующей высоты.

    В декабре 1999 года в сложнейшей боевой обстановке Сахабутдинов спас разведгруппу российских войск, попавшую в засаду в районе населенного пункта Горагорск. Прибыв в эпицентр боя, он организовал точную работу вертолетов огневой поддержки и эвакуацию разведчиков. Позже на вертолете Рифа Раисовича насчитали 16 пробоин, но разведчиков удалось вытащить из пекла. Бандиты тогда потеряли около 70 человек.

    Позже Риф Раисовичучастовал в разблокировании села Комсомольское и во многих других сложнейших операциях.

    Боевая подруга

    С супругой Галиной Витальевной Риф Раисович в следующем году отметят 40-летие совместной жизни. Кстати, она тоже проходила службу в ВВС в звании прапорщика. А что значит быть женой боевого летчика?

    «Я часто в шутку говорю молодым ребятам: «Идите в летчики. Потому что летчиков любят девушки», — говорит Риф Раисович. — Но на самом деле, конечно, быть женой военного летчика непросто. Ему всего себя приходится отдавать служению Родине. Поэтому жену надо выбирать такую, чтобы она была готова везде, куда бы тебя ни направляли, следовать за тобой. Чтобы была готова к любым трудностям. Моя жена — настоящая моя боевая подруга».

    Вместе супруги Сахабутдиновы вырастили двух замечательных дочерей — Елену и  Юлию.

    Вместо эпилога

    Сейчас в школе, в которой он учился, у него есть личный  кабинет-музей, где на дверях написано «Кабинет Героя России Рифа Сахабутдинова».

    В 2002 году напрямую из Чечни был назначен на должность начальника авиации ЛенВО. В 2003 году ему было присвоено звание генерал-майора. Тогда же он был назначен начальником авиации — заместителем командующего 6-й армией ВВС и ПВО. Вышел в запас в 2007 году, с 2008 по 2014 год руководил постоянным представительством Республики Башкортостан в Санкт-Петербурге. До сих пор Риф Раисович продолжает активную общественную  деятельность: является членом попечительского совета Суворовского училища, председателем правления офицерского клуба «Честь имею», часто встречается со школьниками и студентами.

    В 2001 году звание Героя России было присвоено Рифу Раисовичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе. Звезду Героя ему вручал Президент РФ В.В. Путин в Георгиевском зале Кремля.

    Всего за свою жизнь в горячих точках Риф Сахабутдинов провел в общей сложности восемь лет: участвовал в боевых действиях в Афганистане, миротворческой миссии в Таджикистане, 1-й и 2-й контртеррористических операциях в Чечне.

    За время службы совершил около 1500 боевых вылетов. Награжден орденами Мужества, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени и более 25 медалями.

    «Когда я уже сам стал командиром, самым сложным для меня было пережить боевые потери среди подчиненных. Если кого-то сбили — это еще один рубец на сердце. А стрелять, бомбить, высаживать десант, эвакуировать раненых — когда приходят опыт и мастерство, это уже воспринимаешь как рабочие моменты. Но на войне нет ничего тяжелее, чем отправлять на Родину гробы».

    «Очень горжусь одной семейной реликвией. В знак уважения народный поэт Башкортостана Мустай Карим как-то подарил мне сборник своих стихов с дарственной надписью: «Односельчанину, выросшему и возмужавшему на моей улице, Герою России Рифу Сахабутдинову от Героя Труда Мустая Карима с наилучшими пожеланиями».


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы: люди района
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3