• Мы продолжаем серию публикаций, посвященных истории Выборгской стороны. Сегодня наш район является одним из центров автомобильного производства, ведь в промзоне Каменка в наши дни расположены заводы «Ниссан» и «Хендэ». Но мало кто знает, что еще в начале XX  века именно на Выборгской стороне производились первые российские автомобили, в том числе на предприятиях, основанных иностранцами. Одним из них был Густав Лесснер.

    Заводы Лесснера

    В 1853 году немецкий купец 1-й гильдии Густав Арнольдович Лесснер получил разрешение на постройку на Выборгской стороне на берегу Большой Невки ткацкой фабрики и плавильных печей. Позднее его замысел изменился, и решено было построить слесарный завод по выпуску и ремонту типографских принадлежностей. 

    Завод размещался между набережной Б. Невки (Сампсониевская наб.), Сахарным пер. и Оренбургской ул. Большим удобством этого участка являлось то, что здесь уже в те годы был плашкоутный мост, а в 1858 году соорудили постоянный (деревянный) Сампсониевский мост. Кроме завода Лесснера, в этой части города уже были построены ситцевая фабрика Шукерта, кожевенный завод Авдеевых, бумажные фабрики Лимбажа и Шау, сахарный завод Кара. Популярность Выборгской стороны среди фабрикантов объясняется тем, что близость заводов к реке благоприятствовала дешевизне подвоза товаров (сталь, чугун, дерево, топливо) непосредственно к потребителям и удешевляло вывоз готовой продукции во внутренние районы России.

    В 1859-1867 годах Лесснер строит новую каменную двухэтажную мастерскую и котельную, расширяет литейную и кузнечную мастерские. Если в первые годы в мастерских Лесснера изготавливались кузнечные горны, ремонтировались кареты и телеги, типографские принадлежности, то позднее стали выполняться более сложные заказы: паровые машинные котлы для перегретого пара, водо-трубные паровые котлы и металлические конструкции.

    В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве Г. А. Лесснер за хорошее качество паровых машин и развитие производства был удостоен права изображать на изделиях завода и рекламных проектах Государственный герб.

    В 1898 году при участии наследника – купца 2-й гильдии Густава Павла Артура Лесснера предприятие было преобразовано в акционерное общество «Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера».

    В акционерное общество помимо прежнего завода «Старый Лесснер» вошел и вновь построенный завод «Новый Лес-

    снер». Территория предприятия располагалась на двух городских участках. «Старый Лесснер» выпускал военную продукцию, занимал территорию в пределах современных Пироговской наб., 13 и Б. Сампсониевского пр., д. 24. Завод «Новый Лесснер» занимал территорию от Б. Невки до Б. Сампсониевского пр., д. 66.

    В конце девятнадцатого столетия завод производил паровые машины с золотниковым и клапанным парораспределением, паровые молоты, гидравлические ковальные машины, насосы и подъемные краны разных систем, стропила, колонны, мосты, паровые котлы всех систем и различного назначения.

    Автомобильное производство

    19 июня 1904 года Почтовое ведомство подписало с фирмой «Г. А. Лесснер» договор о поставке 14 легких почтовых фургонов для петербургского почтамта взамен сгоревших во время пожара почтовых автомобилей фирмы «Фрезе». Первый почтовый фургон «Лесснер

    Тип 1» был изготовлен в марте 1905 года Для постройки машин были выписаны из Германии готовые легковые шасси, но моторы, элементы трансмиссии и кузова были изготовлены своими силами в Петербурге. Развозные «Лесснеры» служили на петербургском почтамте до 1914 года.

    В 1907 году в Санкт-Петербурге фирма «Лесснер» получила на Первой международной автомобильной выставке Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России». Автомобиль этой фирмы купили для гаража Николая II.

    Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта прошла с 12 мая по 4 июня 1907 года в Михайловском манеже. Громадные рекламные панно украшали фасад манежа. По городу и пригородам курсировал двухэтажный автобус с рекламными щитами. Выставка сопровождалась полетами воздушного шара. Одновременно с выставкой по инициативе журнала «Автомобиль» была проведена гонка Москва – Петербург, «показавшая иностранцам, что и по русским дорогам можно развивать скорость свыше 100 км в час».

    Отечественный автомобильный рынок был представлен 38 производителями. Самую обширную  коллекцию машин, шасси и двигателей представило АО «Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера».

    Это предприятие на Сампсониевской  набережной в Петербурге выпустило в 1905 первые 13 автомашин для почтового ведомства.  С 1906 по 1909 год этот завод выпускал четыре модели легковых автомобилей, грузовики на 1 и 2 тонны, пожарные машины, фургоны, автобусы. Всего 13 разновидностей первых отечественных автомобилей. На выставке эта фирма успешно демонстрировала почтовую машину, грузовик, два легковых авто с 4-х и 6-цилиндровыми двигателями. Последние две машины были снабжены изящными кузовами экипажной фабрики «Иван Брейтигам» в Петербурге.

    С 1910 года завод «Старый Лесснер» получает выгодный правительственный заказ на изготовление мин и торпед для военного флота и прекращает производство автомобилей.

    В 1914 году на заводе работало 1500 человек. Многие рабочие жили поблизости, на Батенинской ул. (ныне ул. Александра Матросова), снимая жилье в доходных домах. На Втором Суздальском озере располагалась дача с садом семьи Густава Лесснера.

    Новая эпоха

    После Октябрьской революции заводы Лесснера были национализированы. «Новый Лесснер» получил название «Механический завод им. Карла Маркса» и стал выпускать машины для текстильных фабрик. Но испытания временем он не выдержал и в 2007 году был ликвидирован. «Cтарый Лесснер» после революции стал заводом «Двигатель». В этом году он отмечает свое 165-летие, и сегодня это одно ведущих предприятий отечественного военно-промышленного комплекса, производящее морское подводное оружие последнего поколения.


30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3