• Реактивные минометы БМ-13 собирались на машинах ЗИС-6. Производство было организовано на месте эвакуированного авиационного завода №234. В ОДК-Климов, которое входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех, ставшего преемником этого предприятия, бережно хранят память о суровых трудовых буднях завода, производившего двигатели для фронтовой авиации и создававшего новые модификации моторов. 

    В Ленинграде накануне войны в 1938 – 1940 гг. завод № 234 (п/я 234) были сосредоточены силы по доработке и подготовке к серийному производству авиационных двигателей серии М-100 (М-105).

    Легендарный мотор М-105, с 8 марта 1944 года носивший имя ВК-105, в честь своего создателя – Владимира Климова, к началу Великой Отечественной войны значился в планах руководства СССР как «авиамотор №1». 105-й и его модификации устанавливались на тридцати шести типах самолетов, среди которых - знаменитый истребитель ЯК-1 и «двухмоторная летающая лодка» МДР-6. За время войны было выпущено свыше 75 000, а всего – около 100 000 двигателей этого класса. Относительно недорогой, технологически простой, легко модифицируемый, М-105 стал основным двигателем боевой авиации. С началом войны производство моторов для фронта стало абсолютным приоритетом, а решение о переводе завода №234 в глубокий тыл – единственной возможностью обеспечить выполнение этой задачи.

    С началом войны завод №234 эвакуировали под Уфу, куда также переехал Рыбинский авиамоторный завод №26. К февралю 1942 г. в Уфе был полностью отлажен серийный выпуск «двигателей Победы» - моторов М-105 в нескольких модификациях. Под руководством директора завода В.П. Баландина (одновременно занимавшего должность заместителя наркома авиационной промышленности) и главного конструктора В.Я. Климова продолжались работы по созданию более мощных модификаций ВК-107.

    В осажденном Ленинграде на опустевшей площадке завода на пр. Карла Маркса начали выпускать боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 - знаменитые «Катюши». В 1942 г. 26-я шоссейно-дорожная база- мастерская (26-я ШДБМ ГУШОСДОР НКО), завод имени К.Маркса и завод имени Калинина наладили производство реактивных минометов. Сколько всего было собрано «Катюш» сказать сложно, т.к. не со всех документов тех лет снят гриф секретности. Согласно отчетам о работе базы за 1942 г. было отремонтировано 450 двигателей для машин ЗИС-6, на которых собирались реактивные минометы.

    Кроме того в годы войны силами 26-й ШДБМ были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения. В октябре 1944 г. на площадях завода №234 был организован авиационный завод №274, куда в 1945 г. был переведен Горьковский моторостроительный завод №466. Объединенному заводу был присвоен индекс №466. В 1945-1946 гг. на заводе №466 были отремонтированы несколько трамвайных составов, было налажено производство узлов и механизмов для трамваев и газовых коммуникаций.

    ***

    Сегодня на ОДК-Климов трудятся несколько уникальных специалистов, которые в годы ленинградской блокады были детьми. 

    Рассказывает Валентин Константинович Лобанов (во время начала блокады ему было 4 года): «С блокадой у меня связано два ярких воспоминания-образа: как я играл с боевым пистолетом и оборванные провода после бомбежки. Несмотря на войну, жизнь и детство продолжались. Помогли выжить продукты, приготовленные для летнего отпуска в Псковской области, которую оккупировали немцы. В ходе эвакуации, с потерей дедушки (от тифа) и тяжелейшей болезни мамы, я оказался в Уфе».

    Рассказывает Григорий Давыдович Душиц- Коган  (во время начала блокады ему было 6 лет): «В силу возраста не все, конечно, помню. Однако помню бомбежки, от которых наш дом ходил ходуном, и как мы скрывались в бомбоубежищах. Через некоторое время ходить в бомбоубежища мы перестали – привыкли к постоянным бомбежкам. Выживали, как могли: ели даже столярный клей, после которого я еще долго не мог смотреть на холодец. Жили мы в Пролетарском переулке (теперь это Графский пер.). В большой квартире на пятом этаже было десять комнат на десять семей. Но в блокаду все «сгруппировались» в одной, так было теплее. Моя мама работала, а я какое-то время ходил в детский сад, который находился на углу ул. Рубинштейна и Щербакова переулка. Помню также долгую эвакуацию: от Ленинграда до Ладоги на поезде, потом на «полуторке», далее Кобона и, наконец, Урал».

    АО «ОДК-Климов» - предприятие российской двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой и производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС-03, ТВ7-117В, самолетные двигатели РД-33, и ТВ7-117С/СМ/СТ и их системы управления. Система менеджмента качества ОДК-Климов сертифицирована по международному стандарту AS 9100:2016.

    АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

    Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1