• Читайте также:

    Сотрудники дома детского творчества «Олимп» организовали передвижную выставку детских конкурсных работ «Мой мир», как инновационная методика профилактики употребления психоактивных веществ». 

    В современном образовательном процессе жизненно необходимым является создание условий, которые способствуют утверждению и развитию среди школьников мотивации к здоровому образу жизни, препятствующим проявлениям аддиктивного поведения учащихся.

    Здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и установок в поведении, которые легче выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом.

    Однако, как показывает отечественный и международный опыт, мало сообщить о пользе или вреде того или иного фактора для здоровья. Необходимо не простое информирование школьников, а определенный психологический подход к ним, предполагающий развитие личностных ресурсов, направленных на осознание здоровья как одной из ценностей жизни. Только в этом случае, возможно, добиться не только знаний, но и формирования повседневно применяемых навыков.

    Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, делая профилактическую работу интересной и результативной.

    Сотрудниками отдела профилактики наркозависимости ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга, разработаны целый ряд программ профилактической направленности, которая с успехом реализуется уже несколько лет в разных дошкольных и школьных учреждениях города.

    В поисках новых современных форм профилактической работы родилась идея антинаркотического конкурса «МОЙ МИР». Конкурс явился саженцем, из которого выросло множество плодотворных проектов, объединившихся в 2020 году в комплексную программу по формированию ответственного отношения к здоровью и жизни, профилактике девиантного поведения посредством создания социальной рекламы детскими творческими коллективами «МИР, КОТОРЫЙ НУЖЕН МНЕ». Программа  разрабатывалась в соответствии с «Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025». Основываясь на Концепцию, главная цель комплексной программы– формирование ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни  детей, подростков и молодежи. Через участие в программе мы привлекаем подростков к размышлениям над проблемой распространения и употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), обращаем внимание на возможность влияния ПАВ на качество и образ жизни. Кроме того, участие в программе - это возможность для учащихся проявить свои творческие способности, реализовать познавательные интересы, заложить фундамент своей будущей жизни.

     В районном антинаркотическом конкурсе «Мой мир» участвуют школьники средней и старшей школы. Ребята демонстрируют не только свой творческий потенциал, но и свое видение, позицию в отношении проблем развития и социализации подрастающей личности. По завершению конкурса работы, выполненные на остросоциальные темы оформляются в передвижную выставку.  

    За 14 лет набралась большая коллекция детских работ, которые показываются на передвижных выставках в различных учреждениях Выборгского района.

    Передвижная выставка проводится во время работы городских лагерей, «Дней Здоровья», различных тематических встреч.  Учитывая возрастные особенности ребят, занятия включают игровые, соревновательные моменты, но в тоже время дают возможность детям высказывать свою точку зрения, свою позицию по предлагаемым вопросам, не только в дискуссии, но с помощью творческого образа.

    По нашему мнению, инновационность выставки заключается в формате ее проведения. Представьте себе, как зрители оказываются в музее детской социальной рекламы. Весь процесс сопровождается специально подобранной музыкой. Специалисты отдела бережно сформировали стенды в соответствии с различной тематикой («Семья», «Что значит быть здоровым?», «Вредные привычки: что с ними делать?», «Мой досуг», «Что такое счастье?» и т.д.). Дети с помощью специалиста погружаются в историю конкурса, как он родился, на что он направлен. Формируется безопасная, и исследовательская атмосфера. Зрители останавливаются у каждой работы и анализируют ее вместе с педагогом-психологом: какой посыл хотел передать юный художник, о чем его работа? Что мы видим еще, что чувствуем, находясь рядом с работой, какие выводы можно сделать из пережитого опыта? Дети с интересом включаются в дискуссию, высказывают свое мнение, делятся своими мыслями по жизненно важным вопросам. Дети одновременно являются, как зрителями, так и жюри, так как им предоставляется право оценить все работы и отметить стикерами самые запоминающиеся на их взгляд. А после, зрители попадают на мастер-класс по социальной рекламе и уже сами, по желанию выбирая подходящую тему, рисуют свои работы.

    Создавая профилактическое занятие педагоги-психологи отдела профилактики наркозависимости, исходили из того, что искусство развивает и укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «взрослым» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе создания творческого образа, снижают агрессивность, повышают самооценку, адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Поэтому воспитанникам оздоровительных лагерей мы предложили не только посмотреть и оценить работы их сверстников, но и самим поучаствовать в подобном конкурсе.

    Большое значение имеет и взаимодействие с педагогами-воспитателями оздоровительных лагерей, их заинтересованность и поддержка социальной и творческой активности ребят. До и после занятий мы обсуждаем результаты с воспитателями, мотивируем их на использование полученных воспитательных результатов в их дальнейшей деятельности.

    Критериями эффективности занятий с использованием передвижной выставки детских работ профилактической направленности может служить интерес ребят к данной выставке, активность участия в дискуссии и создании своих творческих работ на заявленную тему.

    Проведение такого занятия требует от специалистов высокой профессиональной компетенции. Это должно быть умение вести дискуссию, не навязывая своего мнения, но стимулируя обсуждение актуальных и острых вопросов, которые ставят дети и подростки перед собой и взрослыми. Специалист, проводящий такое занятие должен правильно преподносить информацию о ПАВ, об аддикции, учитывая возраст воспитанников, знать, как эффективно преподносить социально направленные материалы.

    Федорова Марина Ивановна, заведующий отделом профилактики наркозависимости, Шилак Елена Алексеевна, педагог-психолог, Алиева Марина Альбертовна, педагог-психолог.


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
    Тэги:
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2