• Почти вся территория Петербурга, которую рассекает широкая стремительная Нева, состоит из множества островов-лоскутов, сшитых более чем пятьюстами мостами. Четыре из них ведут на Выборгскую сторону.

    ЛИТЕЙНЫЙ МОСТ

    Вплоть до середины XIX века через Большую Неву сооружались только наплавные мосты. Одним из первых мостов, ведущих на Выборгскую сторону, была переправа в створе Вознесенского проспекта – ныне проспекта Чернышевского. В 1849 году был разобран Литейный двор, и Литейный проспект вывели к Неве. Вознесенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным.

    В апреле 1865 года наплавную переправу сорвало после бурного ледохода, и в 1869 году на заседании городской думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной. Закладка состоялась 30 августа 1875 года. Всеми работами руководил Аманд Егорович Струве. Примечательно, что мост построен через самое глубоководное место Невы, где глубина достигает 24 метров. «Конструкция Литейного моста особая – в его перекрытиях использовали сталь, а не чугун, как в других мостах Петербурга. Еще одна важная деталь того времени – разводной проем был поворотным. Всего мост состоял из пяти пролетов, шестой был разводным»,– отмечает Елена Яковлева, методист по краеведению ЦДБ Выборгского района.

    Разводка осуществлялась при помощи простейшего устройства – ворота, который приводили в действие восемь рабочих. Со временем его заменила водяная турбина, питавшаяся от городского водопровода. Разводка длилась 20 минут.

    Также именно на Литейном впервые появились электрические фонари инженера Павла Николаевича Яблочкова. Перильные ограждения моста, выполненные по проекту архитектора Карла Карловича Рахау, представляют собой высокохудожественное литье. В центре каждой секции перил изображен щит с гербом города, который держат две русалки. Сегодня длина разводного крыла моста – 55 метров. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов. Несмотря на свой значительный вес – более трех тысяч тонн – пролет разводится всего за две минуты.

    САМПСОНИЕВСКИЙ МОСТ

    Недалеко от Литейного моста располагается другая не менее интересная историческая переправа – Сампсониевский мост. Свое название он получил от Сампсониевского собора, который находится неподалеку, на Выборгской стороне. В начале XIX века там был обычный деревянный постоянный мост. Авторами моста в разные годы были такие известные инженеры, как Григорий Кривошеин и Борис Левин.

    Современный мост разводится с помощью электропривода, но при этом до сих пор сохранилась уникальная возможность ручной разводки посредством механизма с цепной системой.

    ГРЕНАДЕРСКИЙ МОСТ

    Прогуливаясь по набережной Выборгской стороны, нельзя не обратить внимания на длинный Гренадерский мост. Он назван в память о лейб-гвардии гренадерском полку, казармы которого размещались неподалеку, на левом берегу Большой Невки. В отличие от других мостов города, Гренадерский разводится в три этапа на трех скоростях с небольшими остановками.

    В 2002 году на мосту установили художественную подсветку – 130 натриевых фонарей, которые излучают равномерный желтый свет.

    КАНТЕМИРОВСКИЙ МОСТ

    Последний мост, стоящий на границе между Выборгским и Приморским районами, – Кантемировский. Свое название он получил в честь освобождения поселка и ж/д станции Кантемировка от фашистских оккупантов в декабре 1942 года.

    В 1817–1821 годах на месте нынешнего моста был организован лодочный перевоз, соединявший Аптекарский остров с Выборгской стороной. Постоянной переправы здесь не было довольно долго. В 1978 году началось строительство постоянного металлического балочного моста по проекту инженеров Бориса Наумовича Брудно, Бориса Бенционовича Левина и архитектора Анатолия Владимировича Говорковского.

    Открытый в 1982 году, на сегодня он самый молодой из всех разводных мостов Петербурга. Благодаря подъездным пандусам Кантемировский мост стоит на втором месте по длине среди разводных, уступая только мосту Александра Невского.

    Интересно, что основатель города Петр I изначально запрещал строительство каких-либо переправ, чтобы привить горожанам любовь к морскому делу. А сегодня красота петербургских мостов поистине завораживает – они стали одним из символов города.


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4