• Ваш ребенок-первоклассник
    13 августа 2022, 16:39
    Ваш ребенок-первоклассник

    Поступление в школу - важный период в жизни ребенка, а также членов его семьи. Одни дети ждут этого момента с радостью и нетерпением, другие - с тревогой.

    Родителям хочется, чтобы школьная жизнь стала для ребенка интересной, чтобы он достиг успехов в учебе, чтобы нашел друзей.Перед родителями будущих первоклассников встает вопрос: как помочь ребенку без ущерба для его здоровья адаптироваться к новым условиям, плавно перейти от игровой деятельности к новой сложной учебной? 

    Первый учебный год - трудный и ответственный этап. У ребенка меняется привычный уклад жизни, меняется его место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, формируются новые правила поведения, увеличивается нагрузка на детскую психику. Также, ребенок выстраивает систему взаимоотношений со сверстниками в новом коллективе, и со взрослыми-учителями. Если ребенок заранее будет иметь представление, что его ожидает в школе, ему легче будет адаптироваться. Целесообразно за несколько месяцев начать формировать распорядок дня, проигрывать с ребенком моменты школьной жизни, проводить беседы.

    Родители могут самостоятельно оценить степень готовности своего ребенка к школе, ответив на вопросы теста (каждый положительный ответ оценивается в 1 балл):

    • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
    • Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
    • Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-то делом, требующим сосредоточенности в течении 30 минут (например, собирать паззлы)?
    • Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
    • Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?
    • Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
    • Умеет ли Ваш ребенок изменять существительное по числам?
    • Умеет ли Ваш ребенок читать (по слогам или целыми словами)?
    • Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
    • Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
    • Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку (рисует, не заходя за пределы, чертит по линиям, пишет или рисует в клеточках по заданию, не выходя за пределы и т.д.)
    • Любит ли Ваш ребенок рисовать или раскрашивать картинки?
    • Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
    • Может ли Ваш ребенок собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
    • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
    • Может ли Ваш ребенок обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?
    • Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно (лепить, рисовать и др.)?
    •  Может ли ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

    Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов.

    15-18 баллов – Ваш ребенок вполне готов к обучению в школе. Если ребенок опережает требования программы, он будет чувствовать себя лучше в школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут, будут легко преодолимы.

    14-10 баллов – благодаря Вам, Ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицательно, подскажут Вам, над чем еще нужно поработать.

    9 и меньше -  результаты могли Вас разочаровать. Но ребенок не рождается первоклассником. Готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся развитию благодаря упражнениям и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком. Проконсультируйтесь со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), они помогут найти оптимальный путь развития Вашего ребенка и подготовить его к школе.

    Информацию о том, что должен знать ребёнок, поступающий в первый класс, вы можете узнать на сайте https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole

    Не стоит забывать и об эмоциональной готовности к школе. Ребенок может много знать и успешно выполнять задания, но при этом неусидчив, может вспылить или расплакаться, трудно вступает в контакт со сверстниками и взрослыми или наоборот расторможен, не чувствует границ. Эмоциональная неготовность также может явиться причиной социально-психологической дезадаптации первоклассников, развития невроза.

    Адаптация ребенка к школе – процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптация.

    Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 60%) привыкают к новым условиям в течение 2-3-х месяцев обучения. Показателями успешной адаптации являются: преобладающее позитивное настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Дети стремятся к взаимодействию со сверстниками, появляются школьные друзья.

    Однако, есть дети, у которых проявляются значительные трудности в социально-психологической адаптации, данный период проходит длительно (до одного года) и болезненно. Это может быть обусловлено различными причинами: особенностями самих детей, стилем родительского воспитания, не усвоением норм и правил поведения в дошкольном возрасте. У таких детей наблюдаются устойчивые негативные эмоции по отношению к школе, сверстникам, учителям и самому процессу обучения. Отмечается нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия, затевают драки и пр.

    Труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети: им сложно усидеть за партой и концентрировать внимание на учебной деятельности. Они могут вскакивать во время урока, громко разговаривать, ходить по классу. Гиперактивные дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и учителем или другим ребенком. Есть другая категория детей, которые не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также сложно высидеть урок. У таких детей истощаемая нервная система, быстро наступает утомление, уже через 15 минут они теряют интерес к учебе, начинают отвлекаться. 

    Некоторые первоклашки, берут с собой в школу игрушки. Не стоит этого запрещать. Рядом с любимой игрушкой ребенок чувствует себя защищенным, это частичка любимого и безопасного дома. Родителям нужно только объяснить, что доставать и играть с игрушкой можно лишь на переменах.

    В первые недели, а иногда и месяцы учебы организм ребенка привыкает к новым требованиям и ритму жизни. На плечи ребенка сваливается непривычная для него нагрузка: умственная (усвоение новых знаний), статическая (длительное сидение за партой), психологическая (общение в большом коллективе). Чем больше нагрузка, тем больше организм ребенка тратит ресурсов, что может привести к переутомлению. У первоклассников могут появиться жалобы на усталость, недомогание, нарушается сон, снижается аппетит. Физиологическая адаптация в среднем занимает 1,5-2 месяца.

    Дети, имеющие трудности в адаптации, особенно нуждаются во внимании, понимании и поддержке родителей, и, при необходимости, специалистов: психолога, учителя-логопеда, дефектолога, социального педагога.

    В школе для учащихся 1-го класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

    - уроки проводятся только в первую смену, продолжительность урока – 30 минут;

    - каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой  в соответствии с ростом;

    - учитываются индивидуальные физиологические особенности ребенка (состояние слуха и зрения);

    - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели. 

    Родители, помните:

    - в период адаптации ребенка к школе вам необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать ребенка, радоваться успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками и педагогами. 

    -  важно замечать изменения в поведении ребенка, пытаться понять, чем они вызваны, помочь ребенку справится с возникающими трудностями.

    - при возникновении вопросов, связанных с адаптацией ребенка к школьному обучению обращайтесь за помощью к специалистам. Помощь по вопросам обучения, воспитания, социально-психологической адаптации детей оказывают специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, официальный сайт  цппмсп-выборгский.рф  
     


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2