• Слышащие сердцем
    25 сентября 2022, 17:39
    Слышащие сердцем

    25 сентября наша страна традиционно отметит День глухих людей. Особого внимания заслуживают неслышащие дети. Директор школы-интерната № 1 Выборгского района Дарья Бабкина рассказала об особенностях обучения детей без слуха, их адаптации в социальном мире и историческом прошлом учебного заведения.

    ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ЗВУКА

    Если в общеобразователь­ную школу дети приходят с некоторым багажом знаний и умением общаться на рус­ском разговорном языке, то в школу-интернат для глухих ученики попадают из коррек­ционного детского сада. У них попросту нет того базового на­бора слов, которыми обладают слышащие дети. Первый класс для них – адаптация, знаком­ство с новой школьной средой и, конечно же, социализация.

    Главный помощник в этом – учитель. Именно он кропотли­во с каждым ребенком набира­ет базовый словарный запас. В первой четверти детей зна­комят с социально-бытовыми терминами и общеупотреби­тельными выражениями, каж­дый раз отрабатывая и за­поминая все новые и новые слова. Когда ребенок прихо­дит в школу-интернат, он по­падает в руки профессиональ­ных учителей, дефектологов, воспитателей групп, которые делают с ними домашние за­дания, отрабатывая все до ав­томатизма.

    Кроме того, на индивидуаль­ных занятиях по развитию ре­чевого слуха и произноситель­ной стороны речи ставят детям звуки. «Ведь если ребенок не слышит, это еще не означает, что он не может говорить. Мы должны выпустить детей, кото­рые усвоили программу нарав­не со слышащими, научились общаться с людьми и использо­вать русскую разговорную речь в своем обиходе», – поясняет директор школы-интерната № 1 Выборгского района Да­рья Бабкина.

    Один из главных уроков для глухих детей – дактило­логия, или по-другому – обуче­ние жестовому языку. Ребятам рассказывают, как набирать слова из букв, сохраняя окон­чания, служебные слова и ор­фоэпию. Каждый воспитанник школы-интерната может лег­ко объяснить что-то жестами в разговоре. Но этого бывает недостаточно, чтобы отразить все богатство русского язы­ка, поэтому учителя прибе­гают и к другим методам: па­раллельно школьники изучают устную и письменную речь.

    Такие особенные дети тре­буют много внимания, клас­сы в школе-интернате № 1 небольшие – максимум по шесть человек. Уроки ведут два преподавателя – профиль­ный учитель и дефектолог. Он же уделяет каждому ребенку несколько часов в неделю на индивидуальных занятиях по постановке звуков и отработке техники развития речи.

    Уроки физкультуры в школе проходят по особой адаптив­ной программе. Вместе с ме­диками учителя физической культуры определяют ограни­чения и возможности каждого отдельного класса.

    Помимо этого, в школе есть социально-психологическая служба. Психологи работа­ют с детьми как в группе, так и индивидуально, а социаль­ный педагог помогает ребятам пройти профориентацию. Осо­бенно это важно в выпускном классе, чтобы каждый ребенок смог узнать свои возможно­сти дальнейшего развития. «Показателем успешности наших детей является то, что они в стопроцентном составе получают среднее профессиональное образование и идут либо работать, либо получать высшее образование. Так, на­пример, у нас в школе препо­дают наши же ученики. Они обучают изобразительному искусству, физической куль­туре и технологии», – поясняет директор.

    СПОРТ И ТВОРЧЕСТВО – СЕРЬЕЗНЫЙ МОТИВАТОР

    Грамотный подход к обуче­нию и социализации детей – это не только правильно по­добранная образовательная программа, но и дополнитель­ный досуг. Именно поэтому по­сле уроков в школе-интернате у ребят наступает время твор­ческих кружков и спортивных секций. Гордость школы – кол­лектив «Поющие руки», ко­торый является победителем региональных конкурсов же­стовой песни и даже выступал с эстрадными певицами Еле­ной Ваенгой и Зарой. «За пре­делами интерната у детей свои хобби, в основном это спорт. Глухие люди чаще всего очень спортивные, у них есть сурдо­лимпийское движение. У нас обучаются даже кандидаты в мастера спорта», – расска­зывает Дарья Бабкина.

    Увлеченность детей спор­том и творчеством дает свои плоды: они занимают первые и призовые места в чемпио­натах и городских соревно­ваниях по мини-футболу, на­стольному теннису, волейболу, баскетболу, легкоатлетиче­ской эстафете. Во Всероссий­ской спартакиаде в Саранске и в Красноярске завоевали шесть первых мест, и это толь­ко малая часть спортивных до­стижений.

    В творчестве ребята тоже не отстают. Так, воспитанники школы стали лауреатами пер­вой степени инклюзивного фе­стиваля «Территория добра», победителями Всероссийского конкурса «Как взмах крыла», а также получили диплом пер­вой степени Городского твор­ческого фестиваля в Примор­ском культурном центре.

    Директор школы признает­ся, что самое сложное в рабо­те – завоевать доверие ребен­ка. «К нам приходят молодые учителя, которые еще не успе­ли автоматизировать процесс дактилологии, но если этот учитель смог подобрать ключ к душе ребенка, у него все по­лучится и дактилология будет по плечу. Главное относиться к ребенку с добром и теплом, потому что школа – это про­странство, которое мы можем контролировать. Наша задача сделать так, чтобы детям не хотелось уходить из школы», – рассказала Дарья Бабкина.

    ШКОЛА С 200-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ

    Школа-интернат № 1 богата традициями, здесь есть даже педагогические династии и свой музей. В этом году ей исполняется 216 лет. История учебного заведения началась в Павловске, где в 1806 году было основано опытное учи­ лище глухонемых импера­трицы Марии Федоровны. Легенда гласит, что, прогули­ваясь по Павловскому парку, Мария Федоровна встретила глухого мальчика Александра Меллера и попыталась с ним заговорить. Позже она узна­ла, что это сын ее фрейлины, и озадачилась тем, как ему получить образование. Тогда и началось обучение глухих людей в Российской империи. В 1810-м училище перевели из Павловска в Петербург на Выборгскую сторону и ввели в число учреждений Опекун­ского совета. Через десять лет учебное заведение перееха­ло на Гороховую улицу и его переименовали в Император­ский Воспитательный дом.

    «В период Великой Отече­ственной войны часть воспитан­ников и учителей школы уехала в эвакуацию, а часть продол­жала жить в городе. Директор каждый день ходил на работу и исполнял свои обязанности. Поскольку это школа-интернат, у него был пропуск в ночное время. Сейчас этот пропуск яв­ляется одним из главных арте­фактов в музее школы», – по­ясняет Дарья Бабкина.

    На улице Гороховой учили­ще просуществовало полто­ра века, позже оно переехало в усадьбу графа Ланского на проспект Энгельса, где распо­ложено по сей день. Сейчас на территории интерната нахо­дится два здания: спальный корпус и школа. Дети сюда попадают не только со всего города и области, но и из Нов­города и Пскова.


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1