• Семен Зозуля – классный руководитель и учитель физкультуры – более десяти лет работает в лицее № 488. Накануне Дня учителя житель нашего района рассказал, какими качествами должен обладать хороший преподаватель, чем отличается современный подход к образованию и как физкультура на коньках влияет на детское мышление.

    Семен Александрович, вы с детства хотели стать учителем?

    – Не совсем. В детском саду, помню, мечтал быть офицером, потому что мой папа – воен­ный. Но при этом и учитель­ское дело сопровождало меня с ранних лет. Моя мама по об­разованию – учитель началь­ных классов, и сейчас она ра­ботает в детском саду. А папа, хоть и военный, на службе за­нимался воспитательной ра­ботой с курсантами.

    – То есть вы решили про­должить семейную династию педагогов?

    – С одной стороны, да, с дру­гой – большое влияние на вы­бор профессии оказал спорт. Без него я никогда не видел свою жизнь. Сначала занимался игровыми видами, в основном, баскетболом, а в 11 лет пришел в конькобежный спорт. Свое первое образование я полу­чил в училище Олимпийского резерва № 2, а второе, педаго­гическое, – в Институте специ­альной педагогики и психоло­гии им. Рауля Валленберга.

    – И после этого сразу устро­ились в лицей?

    – Сначала я служил в ар­мии. Вышел и понял: в спорт возвращаться уже поздно, по­этому нужно реализовывать свои педагогические навыки. И тогда, в 2011 году, я пришел в лицей на должность руково­дителя отдела дополнительно­го образования – управлять школьным спортивным клубом «Барс». В нем тогда было все­го четыре секции: баскетбол, футбол, волейбол и ОФП.

    – А когда вы стали учителем физкультуры?

    – Через год, в 2012-м. И уже тогда я вместе с четвертыми классами начал тренировать­ся на льду. На тот момент мы были, кажется, единственной школой в России, где физкуль­тура проходила на катке.

    – А сейчас катаются дети всех возрастов?

    – Хотят, конечно, все, но ка­тается также только одна па­раллель – каждый пятый класс. Мы решили, что это самый оптимальный возраст, чтобы вставать на коньки.

    – Как проходят тренировки?

    – Это всегда сдвоенный урок: требуется много времени. Сна­чала я проверяю у учеников наличие защитной экипировки перед выходом на лед, потом мы катаемся и выполняем раз­личные упражнения. А в конце каждого года в школу приезжа­ют представители спортивной школы из Колпино и проводят отбор учеников для последу­ющих занятий.

    – Как, на ваш взгляд, уроки на льду влияют на пятикласс­ников?

    – Крайне благоприятно. Иногда за год ребята меняют­ся до неузнаваемости. Кроме улучшения физических воз­можностей и повышения им­мунитета, у учеников букваль­но меняется мышление. Они становятся более ответствен­ными, самостоятельными и це­леустремленными, следят за дисциплиной, благодаря чему часто улучшают оценки.

    – Значительная часть ва­шей работы – классное руко­водство. С каким классом вы работаете в этом году?

    – Сейчас у меня десятый класс. С этими ребятам я прак­тически с самого начала – с ше­стого класса. И за это время нам удалось достичь хорошего ре­зультата. Если в первый год ра­боты я постоянно общался с ро­дителями, то сейчас этого делать не приходится. Ребята повзро­слели, стали более послушными и научились справляться прак­тически со всем самостоятельно.

    – Из чего складывается ра­бота классного руководителя?

    – На самом деле это очень многозадачная должность. Я одновременно работаю и с учениками, и с родителя­ми, и с учителями, и с адми­нистрацией лицея. И все ради того, чтобы выполнить глав­ные задачи – сплотить класс, сделать из него дружную ко­манду и быть для каждого уче­ника опорой и поддержкой, буквально второй семьей.

    – А что помогает достичь этих целей?

    – В первую очередь тради­ции, которые мы придумали и соблюдаем вместе с учени­ками. Так, например, ежегодно мы отмечаем Масленицу, а пе­ред Новым годом катаемся на коньках в «Охта парке». Так­же мы периодически со всем классом гуляем по центру го­рода – нанимаем экскурсовода и каждый раз узнаем что-то новое. Ну и конечно, мы ста­раемся всегда быть активными и принимать участие во всех школьных мероприятиях.

    – Каким, по вашему мнению, должен быть хороший классный руководитель?

    – Сдержанным, дружелюб­ным, ответственным, умеющим слушать и принимать позицию собеседника. Мои ученики на­зывают меня «классный папа», я люблю и уважаю каждого из них. Всегда стараюсь узнавать мнение ребят, а если есть про­блемы – обсуждать их совместно. И у нас всегда получается двусто­роннее общение: я учу чему-то ребят, а они в ответ учат меня.

    – Вы работаете в лицее уже больше десяти лет. Поменя­лось ли учреждение за это время?

    – Да, лицей продолжает развиваться, покорять но­вые вершины. Мы участвуем и побеждаем во многих кон­курсах. Именно школа помогла мне стать победителем конкур­са «Лучший классный руково­дитель Выборгского района» и лауреатом конкурса по физи­ческой культуре. Но особенно заметны изменения в учениках.

    – Что отличает новое поко­ление от предыдущих?

    – Современные школьни­ки гораздо более самостоя­тельные и разносторонние, у них больше возможностей и шире кругозор. Именно по­этому, мне кажется, должен меняться и подход к образо­ванию. Сейчас учитель не дол­жен быть выше учеников, все должны быть равны.

    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4