• В Петербурге прошел форум «Российский промышленник», в Москве петербургские промышленники участвовали в деловом форуме БРИКС+. На обоих поднимались вопросы нехватки оборудования (иностранное не поставляется), кадров (растет спрос на синие воротнички) и четкого понимания, как развиваться индустрии в нынешних условиях. О том, какие точки развития есть у Петербурга, рассуждали эксперты Дискуссионного клуба журналистов.

    «До сих пор Россия находилась в экономической парадигме, согласно которой в мире ей не было места как индустриальному государству, - заявил гендиректор Царскосельского металлообрабатывающего завода Сергей Васильев.

    Мир работает на станках скорее немецкого производства, чем российского. Отечественные заводы производят станину (неподвижную часть станков), есть и отечественные платформы для станков с ЧПУ (они могут быть менее эффективны зарубежных, но ненамного), однако компонентная база все равно иностранная. Причем, как любая технология, она быстро устаревает. И надо понимать, что первое время мы будем импортозамещать технологии, устаревающие уже сейчас. Поэтому государство ищет, где будут следующие точки роста, уверен Сергей Васильев.

    Для прежней концепции, по которой индустриальная Россия - не самый важный игрок на мировом рынке, было приемлемо, что отраслевые департаменты у нас возглавляют люди, не выросшие из отрасли. В нынешней ситуации многое надо перестраивать. Сейчас, по словам Сергея Васильева, «происходит кристаллизация процесса». Между людьми, отвечающими за промышленность в своих регионах, устанавливаются горизонтальные связи.

    Внутри региона налаживанием кооперационных связей занимается Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата (ТПП). 

    «Мы помогаем предприятиям, рассказываем, какие производства какую продукцию изготавливают, - рассказала директор Департамента экспертизы, сертификации и оценки Союза ТПП Виолетта Короткина.

    Постоянно изменяются возможности по сырью, материалам, компонентам --  значит, производителям нужно очень быстро реагировать на изменения в ГОСТах, чтобы соответствовать стандартам безопасности. Учебный центр палаты проводит семинары и круглые столы, в которых участвуют не только петербургские промышленники: удаленно подключаются и предприятия со всей России.

    «Инноваций масса! Мы выезжаем на предприятия и удивляемся: неужели мы смогли сделать такие удивительные вещи! Есть новые продукты, новые подходы. Например, уникальные сварочные аппараты», - говорит Виолетта Короткина.

    В стране можно начинать с нуля делать высокотехнологичные вещи, уверена главный конструктор – руководитель Управления по электрооборудованию АО «Машиностроительный завод «Армалит»» Людмила Епифанова. Предприятию будет 145 лет, всю свою историю оно занималось разработкой и производством трубопроводной арматуры для судостроения. Несколько лет назад была поставлена задача создать оборудование, которого на мировом рынке не было - компактное, современное, цифровое. Над задачей трудилось всего десять разработчиков – и создали. Сейчас «Армалит» замещает ушедших немецких английских производителей, но у самого  остается зависимость от импортной элементной базы. Отечественная есть, но она пока более громоздкая.

    «Чтобы разрабатывать и производить высокотехнологичные вещи, нужна школа. В советское время вузы отвечали за высокую науку, НИИ занимались разработками. Методология разработки - это не просто «давайте сделаем что-то новое». Важна психология организации людей, чтобы у них голова заработала нестандартно», - подчеркнулаЛюдмила Епифанова.

    Сейчас, по словам главного конструктора, «кадры в Петербурге не достать». «Армалит» берет студентов 3-4 курса и растит сам.

    О кадровом дефиците говорит и гендиректор ООО «Институт полимеров» Елена Орлова. Предприятие – одно из старейших в городе, до начала 2000-х производило товары народного потребления, детские игрушки, а сейчас вместе с партнерами разрабатывает и производит индивидуальную бронезащиту и пулезащиту, фторопластовые пластины, нужные и в мостостроении, и в космической отрасли. Разработки для РЖД пригодились и для антарктических аэросаней, способных перевозить грузы до 60 тонн на расстояния в полторы тысячи километров. Некоторые технологии обошли немецких конкурентов. Сейчас полимерщики работают на оборудовании немецком, австрийском, но с рядом задач не хуже справляется белорусское, говорит Елена Орлова.

    «В 2016 году мы столкнулись с тем, что в городе нет механиков-наладчиков для работы на станках с ЧПУ.  Разработали программу, получили лицензию, обучили своих сотрудников», - рассказывает Елена Орлова.

    Еще одну причину нехватки кадров описывает Людмила Епифанова, когда предприятие выпускает нужную, но уникальную продукцию, а вузы не берутся готовить штучных специалистов. Вузам нужно набирать группы, а не выпускать двух расчетчиков.

    Наконец, третью причину кадрового голода упомянул Сергей Васильев: промышленность вышла за пределы города города.

    «В Пушкин я не могу пригласить людей из города, потому что дорога составит два часа в день, человек будет приезжать уставшим, тут уже и социальные вопросы возникают, потому что человек не будет уделять внимание семье», - отмечает Васильев.

    Он считает, что за город нужно было выводить очевидно грязные производства, но не всю промышленность: На теоретический вопрос, не стоит ли опять ввести Госплан, Сергей Васильев напоминает: сильной стороной Госплана были четко прописанные задачи, но как только речь заходила о большем комфорте и разнообразии, Госплан проигрывал. Предприниматель полагает, что нужно развивать что-то гибридное: государство регулирует основные отрасли и направления, задает векторы развития, а предпринимательство подхватывает.


    Текст: Новости Выборгского района
    Фото: stock.adobe.com
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4