• Людмила Александровна Булавинова жила в Кронштадте,  когда началась война. Первое воспоминание о блокаде – холодная квартира и постоянное чувство голода: «Я оставалась дома с братом, который был на год младше меня. Мама, уходя на работу, оставляла нас дома и говорила мне: «Разбудишь Толю и играй с ним». В один прекрасный момент я его бужу, он не встает. Мама вернулась, я плачу: мама, Толик не хочет со мной играть. Я тогда не поняла, что он умер. Было очень холодно, мы все время были в пальто, даже спали. И все время хотелось есть. Маленькие, мы плакали, постоянно просили кушать, ну а что там кусочек хлеба, приходилось его делить хотя бы на два раза. В 42 году  мне было 3 года» - рассказывает Людмила Александровна.

    Когда девочка была совсем маленькой, мать водила ее в ясли, но совсем недолго: ясли разбомбили, и маме пришлось оставлять маленькую Люду дома. Мать Людмилы Александровны работала с утра до вечера: в военное время каждые рабочие руки были на счету. Когда дети просили есть, мама была в отчаянии, могла вспылить, что целый день работает за эту карточку и больше ничего нет. Всю траву с газонов срывали подчистую.

     «Из окна я смотрела, как рушились дома. Помню, что постоянно летели стекла, мы закрывали окна одеялом от осколков. На моих глазах соседние дома превращались в груду кирпичей. Мама сильно переживала, что наш дом разбомбят, я все время была дома одна и очень боялась. Запомнилось, как мама сказала однажды, что если наш дом рухнет, нас никого не будет. Но дом уцелел» - вспоминает Людмила Александровна.

    За водой Люда с мамой ходили на канал. Во время одного такого похода, вдруг перед ними упала женщина, маленькая Люда кинулась к ней, но мама удержала: «Не трогай, тетя уже умерла». Упавшая женщина запомнилась маленькой девочке очень худой и изможденной.  

    Все время город был под обстрелом, работала и наша артиллерия. На окраинах города летали самолеты, был  военный аэродром. Когда была бомбежка, нужно было спускаться в бомбоубежище, маленькая Люда тащила маму за подол под стол – прятаться. «Однажды, когда мама ушла на работу, и я снова осталась одна, была такая хорошая погода, солнце и так хотелось на улицу! Но мама строго наказывала: никуда не выходить! А солнышко, тепло, как ребенку усидеть? В комнате сыро, темно. Я вышла, помню, в летнем платьице, и вдруг – солдат. Он повернулся в мою сторону с автоматом: «Стой, стрелять буду»! Сейчас я понимаю, что это был наш солдат, а тогда подумала что немец. Мама вернувшись, отругала меня, сказав, что наш солдат меня напугал, чтобы я сидела дома» - вспоминает Людмила Александровна.

    После прорыва блокады появились продукты. «Помню, что со временем стало лучше с едой. Уже после войны я впервые увидела картошку. Мама мыла ее, и на мой вопрос «что это?» дала попробовать. И этот маленький ломтик сырой картошки показался мне таким вкусным! – рассказывает Людмила Александровна, - а когда появился отчим, он ловил колюшку, мне поручали ее перемалывать в фарш мясорубкой, и мама жарила котлеты на жире, что вытапливался из этой рыбки».

    Вспоминая Победу, Людмила Александровна рассказывает: «Обычно, о чем говорили взрослые, мне слушать было нельзя. Когда кто-то приходил, мать сердилась: «Не слушай взрослые разговоры!» и отправляла в комнату. Но когда свершилась Победа, помню, как мама, очень веселая, подхватила меня на руки, и как радостно прозвучало: «Война закончилась!»

    После войны, обучившись профессии фрезеровщицы в Сестрорецке, Людмила Александровна вернулась в Кронштадт и начала трудовую жизнь. «Работа нравилась, мне доверял мастер, я была очень ответственной, если нужно – задержусь и сделаю срочную работу» - рассказывает Людмила Александровна. Через несколько лет работы в цеху, толковая девушка закончила техникум, а после, по совету мастера, поступила на 3 курс института на факультет станкостроения и закончила его.

    Всю жизнь Людмила Александровна посвятила производству, много  и ответственно работала на ленинградских предприятиях, часто - наравне с мужчинами, пользовалась заслуженным авторитетом и уважением коллег. Ненадолго вышла на пенсию, но быстро вернулась к заводской работе: стала командиром 1 и 2 отделения охраны на заводе. Трудовой стаж этой хрупкой невысокой и очень скромной женщины составляет 57 лет!

    Активность и жизнелюбие Людмилы Александровны просто завораживают: и сегодня она не сидит на месте, посещает танцевальную группу и кружок рукоделия в Комплексном центре социального обслуживания населения Выборгского района. 


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2