• Марина Борисовна Лопуха – из поколения, чье раннее детство пришлось на блокадные годы. Совсем маленькой девочкой она наблюдала в блокадном Ленинграде зарево городских пожаров,  дымящийся пепел разбомбленных зданий, мертвую стужу скованных морозом улиц.

    «Мне было 4 года, но воспоминания очень сильные, я многое помню, - рассказывает Марина Борисовна, - летом мы были на даче, в Вырице, когда за нами приехал отец: «Собирайтесь немедленно, не сегодня-завтра здесь будут немцы». Так и случилось. Мы сразу же уехали в город с отцом. Война началась в июне, а блокаду мы ощутили в сентябре, когда сгорели Бадаевские склады с продовольствием».

    На город постоянно совершались  вражеские авианалеты, город бомбили, резко закончилось продовольствие, вышло из строя коммунальное хозяйство. «Мы начали сильно голодать, и было очень холодно. Ходили за водой на Фонтанку, до Невы было не дойти. Холодно безумно, спали все в одной койке, вся семья, 5 человек. Ну а потом… Хлеба мне действительно отдавали по крошке. Буквально по крошке хлеба (на кончике пальца) отдавали все взрослые в семье. Только благодаря этому я выжила» - рассказывает Марина Борисовна.

    Одно из самых сильных детских воспоминаний – холодная комната и метроном: «Помню звук метронома и в такт ему мысль в голове: «Иди за хлебом. Иди за хлебом. Мы вставали и шли». Но самое острое детское ощущение Марины Борисовны – это лютый холод и голод: «Самый тяжелый период блокады пришелся на зиму 42 года, многие тогда погибли, замерзали и в домах и на улицах. После прорыва в 43  уже немного прибавили хлеб. Помню как мы, дети, ели картофельные очистки, если попадались» - вспоминает Марина Борисовна.

    Мама Марины Борисовны работала контролером на шрифтолитейном заводе на ул. Марата. Отец работал в правоохранительных органах на улице Чайковского: «Отец не воевал, работал в Ленинграде и во время войны и после. Было же очень много разного в городе, и бандитизм был, многих ловили по крышам, сложная была обстановка».

    «Одна моя бабушка жила с нами, она умерла в блокаду в Ленинграде, а вторая моя бабушка жила в Псковской области. Там в оккупации тоже было страшно. Вот утром придут фашисты, вечером снова -  и каждый к стенке ставит: где твои сыновья? Погибли у нее 2 сына. Один без вести пропал, другой только закончил филологический университет, не успел уехать по распределению в Соликамск. Погиб он в первые дни войны» - вспоминает Марина Борисовна.

    После прорыва блокады маленькую Марину с мамой вывезли по Ладожскому озеру в Молотовск (Северодвинск) Архангельской области. Положение жителей там было также тяжелым: сильный голод, совсем не было продуктов, но людей спасал лес. «А в Ленинграде было очень страшно. И ехать тоже было страшно: сильно бомбили дорогу, мы думали не доедем, повсюду по дороге мы видели следы бомбежек и затонувшие машины» - рассказывает Марина Борисовна. И продолжает: «Приехала – сразу меня в больницу. Чего только у меня не было! И тиф, и проблемы с сосудами - до сих пор страдаю. В 5 лет я умирала. Мама брала меня на руки, а я плакала: положи меня, положи, я не могу сидеть. Спас меня главный врач города. И мама у меня была такая, что все последнее мне старалась отдать».

    Рассказывая о тех трудных, порой невыносимых условиях жизни, Марина Борисовна с большим теплом вспоминает самоотверженный труд врачей и учителей во время блокады и в послевоенное время. Ощущалась острая нехватка всего: продовольствия, одежды, лекарств, но сплоченность, взаимовыручка и внимание к ближнему, особенно к детям, были очень высокими.

    «Первые 2 года, после возвращения в Ленинград, я не могла учиться, - рассказывает Марина Борисовна, - мы все были очень больные. В Озерках была школа для ослабленных детей, 2 года я там жила и училась. Заведующая школой жила напротив. Она относилась к ученикам как к своим детям. Кроме учебы - гигиена, уход – о нас хорошо заботились и следили за нами. Очень хорошие люди были, и врачи и учителя,  все были плечом к плечу. Учителя сидели до 12 ночи, если надо было помочь ученикам. Врач проходит мимо, видит, что ты с соплями: ну-ка, давай домой, сейчас приду на осмотр».

    Победу Марина Борисовна встретила в Ленинграде: «Когда вернулись, в городе уже было много людей. Мы приехали на Витебский вокзал, в городе был свет. Помню Победу. Это был такой праздник!  Все радовались, обнимались, плакали, были очень сильные чувства. Я и сейчас не могу спокойно говорить».

    Школу Марина Борисовна Лопуха закончила в Ленинграде, далее окончила институт им. Бонч-Бруевича, работала в Центральном научно-исследовательском институте связи, вместе с ленинградцами трудилась над восстановлением разрушенного, но несломленного города. Сейчас Марина Борисовна посещает социально-досуговое отделение Комплексного центра социального обслуживания населения Выборгского района, желанная и уважаемая гостья на концертах и мероприятиях Центра. 


    Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2